Аннотация к рабочим программам начальной общей школы

Аннотации к рабочим программам дисциплин                                  в составе образовательной программы начального общего образования

В организации учебного процесса ГБСКОУ АО «СКОШИ №1 VIII вида» руководствуется программным обеспечением базисного учебного плана. Обучение осуществляется по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (Москва,  «Владос»,  2011 г.). Учебные программы определяют содержание образования по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Программы специальной коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями, уровень речевого развития. Они направлены на всестороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для социальной адаптации.  

      Рабочая программа – нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с  примернымипрограммами, в условиях ГБСКОУ АО «СКОШИ №1 VIII вида».

       Каждая рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.    

 

  В 2014-2015 учебном году  учебный процесс в

ГБСКОУ АО «СКОШИ №1 VIII вида»         

        реализуется на основании следующих рабочих программ  по дисциплинам:

Предмет

класс

Аннотация

Ритмика

1-4

        Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.  Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

        Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

        Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

         Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

 

         Главной целью  изучения данной дисциплины является – максимальное преодоление дефектов развития обучающихся, их социальная адаптация и интеграция в общество.  Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся средствами музыкально – ритмической деятельности, научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Задачи:

1.           Умение ориентироваться в пространстве

2.           Точное выполнение ритмико-гимнастических упражнений.

3.           Научить обучающихся согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

4.           Создавать полный музыкально – двигательный образ.

5.           Привитие навыков четкого и выразительного исполнения движений.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Чтение и развитие речи

1-4

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2011. 

Основная цель прохождения данной дисциплины: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

     В рабочих  программах на каждый год обучения представлена примерная тематика литературных произведений, определен уровень требований к технике чтения. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся постепенно овладевают правильным, полным, последовательным пересказом литературных произведений.

         Календарно-тематическое планирование составлено с учетом особенностей учащихся класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

Письмо и развитие речи

1-4

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2011. 

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

 Цель предмета:

•выработка у детей навыков грамотного письма;

•повышение уровня общего и речевого развития учащихся;

•подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

      Обучение  грамоте  в  специальной (коррекционной)  школе  VIII  вида  осуществляется в 1 классе в течении всего года. Обучение ведётся звуковым аналитико – синтетическим методом.

       Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

    Программа по грамматике, правописанию и развитию речи во 2 – 4 классах включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», Предложение», «Связная речь».

   Звуки и буквы. Во 2-4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике.

    Слово. В процессе практических грамматических упражнений  изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. В 4 классе даётся понятие о родственных словах, составляются гнёзда родственных слов, выделяется общая часть – корень.

     Предложение.  Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. В 3 классе учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков. В 4 классе даётся понятие о главных и второстепенных членах предложения.

    Связная речь. Уже во 2-4 классах особое внимание уделяется работе по формированию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучение построению предложения, что создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

    Графические навыки.  У учащихся совершенствуются графические навыки, эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Математика

1-4

Рабочие программы по математике в начальных классах  специальной  (коррекционной) школы-интерната  VIII вида составлены на основе программы М.Н. Перовой, В.В. Эк.

 Программы учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушениями интеллектуального развития и  направлены на разностороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию и  коррекции  познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанию  трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированию  умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике в коррекционной школе носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, другими учебными предметами. В процессе обучения школьники овладевают оптимальным объемом знаний и умений, который необходим для повышения уровня общего развития обучающихся коррекционной школы и коррекции недостатков их познавательной деятельности.

К концу четвертого класса обучающиеся должны уметь:

-выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

-определять время по часам;

-решать, составлять простые арифметические задачи в два действия;

-чертить прямоугольник, квадрат с помощью чертежного угольника;

-уметь пользоваться таблицами умножения на печатной основе для нахождения, как произведения, так и частного.

Трудовое обучение

1-3

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2011.

Цель программы обучения: развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых занятий; подготовка учащихся к профессионально-трудовому обучению.

 На уроках трудового обучения решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Трудовое обучение

4

Рабочая программа для 4 класса составлена на основании Закона РФ «Об образовании», Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений и учебной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Мирского С.Л, под редакцией Воронковой В.В. (1 - 4 классы, 2011г), рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Главной целью изучения дисциплины является - выявление актуальных и потенциальных способностей обучащихся 4 класса с ОВЗ в трудовом обучении; обучение их простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям.  Правильное выполнение учащимися трудовых приемов, послужат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке. Формирование умений учащихся включает дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы.  Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа. Индивидуальные возможности обучащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

В процессе обучения реализуются следующие задачи:

• развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

• овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;

• воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам труда.

Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, дает обучающимся с ОВЗ первоначальные представления о мире профессий. При планировании уроков труда учитывается межпредметная связь с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.    В целях ознакомления учащихся 4 классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы. 

Согласно действующему учебному плану на изучение курса по трудовому обучению в 4 классе отводится –  4 часа в неделю.

Изобразительное искусство

1-4

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе следующих документов:

1.Закон РФ «Об образовании»;

2.Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

3.Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В.Воронковой – М.: «Просвещение», 2010г.) автор: И.А.Грошенков.

Обучению изобразительному искусству придается большое значение. Содержание его включает знание основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования. Школьники знакомятся с отдельными произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, изобразительное искусство является одним из предметов, содержание которого направлено на развитие у обучающихся художественного вкуса, способствует их эстетическому воспитанию. Занятия изобразительным искусством имеют большое коррекционно-развивающее значение, способствуют совершенствованию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы обучающихся.

Согласно учебному плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю (34 часа в год в каждом классе).

Музыка и пение

1-4

Рабочая учебная программа применительно  к  учебной  программе  специальных  (коррекционных)  образовательных  учреждений  VIII  вида   1-4 классы, автором  которой  является  Воронкова В.В.  Москва, издательство  «Просвещение», 2001г. И 5 – 9 классы.: В 2сб./Под ред. В.В.Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2011. – Сб. 1.- 232с.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа

песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

Физкультура

1-4

Рабочая учебная программа по математике составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», разработана на основе учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл. В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1

Уроки физкультуры направлены на коррекцию психофизического развития обучающихся, укрепление здоровья, повышение работоспособности учащихся, на развитие и совершенствование двигательных умений и навыков (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.), приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре, формирование навыков правильной осанки.

 

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действии-

тельности

1-4

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы», авторы-составители М.Н. Перова, В.В. Эк под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2011.

Учебный предмет по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности является специфическим для обучения школьников 0-4 классов. Занятия по этому учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяются и обогащаются представления об окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувственного опыта.