Аннотация к рабочим программам основного общего образования

Аннотации к рабочим программам дисциплин                                      в составе образовательной программы основного общего образования

В организации учебного процесса ГБСКОУ АО «СКОШИ №1 VIII вида» руководствуется программным обеспечением базисного учебного плана. Обучение осуществляется по программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (Москва,  «Владос»,  2011 г.). Учебные программы определяют содержание образования по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Программы специальной коррекционной школы учитывают особенности познавательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями, уровень речевого развития. Они направлены на всестороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для социальной адаптации.  

      Рабочая программа – нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с  примернымипрограммами, в условиях ГБСКОУ АО «СКОШИ №1 VIII вида».

       Каждая рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку, тематический план, основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний обучающихся, список литературы.        

 

  В 2014-2015 учебном году  учебный процесс в

ГБСКОУ АО «СКОШИ №1 VIII вида»         

        реализуется на основании следующих рабочих программ  по дисциплинам:

Предмет

класс

Аннотация

Изобразительное иск

       5-7

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе следующих документов:

1.Закон РФ «Об образовании»;

2.Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

3.Программы по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией д.п.н. В.В.Воронковой – М.: «Просвещение», 2010г.) автор: И.А.Грошенков.

Обучению изобразительному искусству придается большое значение. Содержание его включает знание основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования. Школьники знакомятся с отдельными произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, изобразительное искусство является одним из предметов, содержание которого направлено на развитие у обучающихся художественного вкуса, способствует их эстетическому воспитанию. Занятия изобразительным искусством имеют большое коррекционно-развивающее значение, способствуют совершенствованию познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы обучающихся.

Согласно учебному плану на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю (34 часа в год в каждом классе).

Музыка и пение

       5-8

Рабочая учебная программа применительно  к  учебной  программе  специальных  (коррекционных)  образовательных  учреждений  VIII  вида   1-4 классы, автором  которой  является  Воронкова В.В.  Москва, издательство  «Просвещение», 2001г. И 5 – 9 классы.: В 2сб./Под ред. В.В.Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2011. – Сб. 1.- 232с.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа

песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

Физкультура

         5-9

Рабочая учебная программа по математике составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», разработана на основе учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл. В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1

Уроки физкультуры направлены на коррекцию психофизического развития обучающихся, укрепление здоровья, повышение работоспособности учащихся, на развитие и совершенствование двигательных умений и навыков (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.), приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре, формирование навыков правильной осанки.

 

Чтение и развитие речи

5-9

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»); Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы; В 2 сб. /  Под ред.В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. Русский (родной) язык. 5-9 классы (А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова)

Изучение предмета «Чтение и развитие речи» направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний  об основных биографических сведениях  писателей; по содержанию художественных произведений;

-овладение умениями:

воспринимать доступные по содержанию художественные произведения;

-устанавливать смысловые связи с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст (с помощью учителя);

-эмоционально откликаться на прочитанное;

-использовать выразительные средства языка;

-пересказывать текст полно и кратко, с изменением лица рассказчика;

-коррекция и развитие психических функций обучающихся;

-воспитание любви к чтению книг.

Согласно учебному плану, количество часов в неделю составляет: в 6 классе – 4 часа, в 7-9 классах – 3 часа.

Письмо и развитие речи

5-9

Рабочая программа составлена на основе: Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Программы специальной (коррекционной) образовательной школы YIII вида: 5-9 классы; В 2 сб. /  Под ред.В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. Русский (родной) язык. 5-9 классы (А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова

Изучение предмета «Письмо и развитие речи» направлено на достижение следующей целей:   

-достижение более высокого уровня речевой практики учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.    

Главными задачами изучения предмета являются:

-дать учащимся законченный курс знаний по грамматике;

-выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка,     элементарных сведений по грамматике и правописанию;

-научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-повысить уровень общего развития учащихся  с целью более успешной их адаптации в обществе.

Согласно учебному плану, количество часов в неделю составляет 4 часа (136 часов в год)

 

Математика

5-9

Рабочая учебная программа по математике составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Программа разработана на основе учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл. В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. – 224 с.

Математика в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.

Данная программа дает учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; позволяет использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; способствует развитию речи учащихся, обогащению ее математической терминологией; воспитанию у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбию, самостоятельности, вырабатывает навыки контроля и самоконтроля, развивает точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

На изучение дисциплины отводится часов в неделю:

5 класс - 6 часов

6 класс - 6 часов

7 класс - 5 часов

8 класс - 5 часов

9 класс - 4 часа

Биология

6-9

Рабочая программа  составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании», а также  в соответствии с содержанием действующей типовой  программы по биологии В. В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский  Центр ВЛАДОС, 2011 год для обучающихся 7 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, с учетом особенностей познавательной деятельности  детей с нарушением интеллекта.     

Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся.

Основной целью рабочей программы будет являться создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребенка с нарушениями интеллекта при изучении биологии.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Учебники по биологии соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях VIII вида на 2013 – 2014 учебный год.

География

6-9

Рабочая программа составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации », а так же в соответствии с содержанием действующей типовой  учебной программы по географии  В. В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2011г. для учащихся 6 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, с учетом особенностей познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. 

Данная программа по географии разработана с учётом изменений,  происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.

География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего  развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.

        Основными задачами современного школьного курса географии:

1.Дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран;

2.Показать особенности взаимодействия человека и природы;

3.Формировать элементарные географические представления;

4.Познакомить с культурой и бытом разных народов;

5.Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);

6.Развивать любознательность, научное мировоззрение;

7.Формировать умение работать с географической картой, графической наглядностью;

8.Прививать любовь к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края;

9.Прививать гражданские и патриотические чувства;

10.Помочь усвоить правила поведения в природе.   

               География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.

           Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития.

           Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.           Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс: «Начальный курс физической географии»  (69 ч.), 7 класс: «География России»  (69 ч.),   8 класс:  «География материков и океанов»  (67 ч.),  9 класс:  «Государства Евразии» и «Наш край»  (66ч.).

История Отечества

7-9

Рабочие программы по Истории Отечества (7, 8, 9 кл.) составлены на основе авторской программы О.И. Бородина, В.М. Мозгового, Л.С. Сековец.

История Отечества в школе рассматривается как учебный предмет, в который заложено не только изучение исторического материала, принципиально важного для полноценного «культурного развития» (Л.С. Выготский) умственно отсталого ребенка. В процессе изучения истории предусматривается также формирование личностных качеств гражданина. Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала.

Цель курса: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.

      В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.

       Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет формирование знаний. При этом используется  уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

       Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках используется информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал.

Обществознание

8-9

Рабочая программа составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании», Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой».

Календарно – тематическое планирование для 10 - 11 класса составлено на основании «Программно – методического обеспечения для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специально (коррекционном)образовательном учреждении VIII вида, Министерство образования РФ, федеральная целевая программа «Дети России», подпрограмма «Дети инвалиды», Москва 2004 (издание 2-ое доработанное).

В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.

Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т. д.

Профессионально-трудовое обучение (швейное дело)

5-9

      Рабочая программа составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании»

     Настоящая рабочая программа применительна к учебной программе  «Швейное дело» (Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида); 5-9 кл.. В 2 сб.(Под редакцией В.В.Воронковой –М.; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010г.-Сб.2)

     Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей учащихся, уровня их знаний, умений и навыков.

   Программа направлена на изучение следующих целей:

•развивать интерес к профессии

•продолжать обучение учащихся построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейных машинах

•знакомить с технологией пошива лёгкой одежды, свойствами тканей, устройством швейных машин

•ознакомить  учащихся с промышленными технологиями пошива изделий и скоростными приёмами труда на производственных швейных машинах

•  развивать у учащихся познавательную активность

•развивать навыки сравнения, обобщения, совершенствовать умение ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, самостоятельность в работе

•расширять и уточнять словарный запас, совершенствовать фразеологическую речь

  Календарно-тематическое планирование рассчитано:

          в 6 классе - 8 часов учебного времени в неделю,

          в 8 классе - 12 часов в неделю,

          в 9 классе – 14 часов в неделю.

Профессионально-трудовое обучение (столярное дело)

5-9

Рабочая программа составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании».

Настоящая рабочая учебная программа применительна к учебной программе «Столярное дело» (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида.   Составители: С. Л. Мирский, Б. А. Журавлёв и др.). Курс построен на основе линейной концепции. Срок обучения – 5 лет.

Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы VIII вида.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметах.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготовляют сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, красители. Составлять и читать чертежи, планировать последовательности выполнения трудовых операций, оценивание результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

   Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (художественная отделка столярного изделия). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

Производственное обучение (растениеводство)

5-9

   Настоящая  программа составлена на основе типовой программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.

Главной целью изучения предмета  является получение учащимся базовых знаний по растениеводству, цветоводству  и декоративному  садоводству и рассчитана на подготовку учащихся коррекционной школы VIII вида к ручному труду на цветоводческом предприятии или в озеленительном хозяйстве.

Уроки производственного обучения помогают решать проблему социальной адаптации учащихся, содействуют профессиональному самоопределению личности ребёнка и нацелены на подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ  на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

     В содержании планирования учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика(« Инвентарь для работы в цветнике»), геометрия(«Разбивка цветника»), естествознание («Строение цветкового растения»), труд  («Изготовление тары для хранения крупных партий семян»).Обучение ориентировано на активное познание окружающего мира растений, углубление знаний о природе родного края, воспитание любви и бережного отношения к природе. Для успешного обучения кроме традиционных уроков используются такие формы занятий, как опыты, наблюдения, экскурсии, лабораторные работы; используется наглядный материал. Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторике подростков с ОВЗ при выполнении операций, связанных с цветочными семенами. Использование регионального компонента позволяет осуществлять патриотическое воспитание и создаёт условия для успешной социологизации личности учащегося, его профессионального самоопределения. Неизменной остаётся задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно- кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, научить приёмам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят

Производственное обучение (художественный прикладной труд)

5-9

В программе учтены возрастные особенности учащихся, уровень профессиональной подготовки, особенности интеллектуального развития и сопутствующие заболевания.

      Программа направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся, учитывает склонности и интересы подростка к разного рода деятельности, особенности психофизического и соматического состояния ребенка.

      Особое внимание в данной программе отводится здоровье сберегающим образовательным технологиям. ЗОТ определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадапционных состояний.

       В структуре программы каждого года обучения содержится два модуля. Учебный материал 1 модуля носит краеведческую направленность. Содержание модуля устанавливает логическую связь между учебным материалом 5-9 классов «Швейное дело», «Столярное дело» и народными традициями региона в декоративно-прикладном творчестве: художественная вышивка, лоскутное шитье, роспись по дереву и стеклу и т.д.

       Учебный материал 2 модуля отражает промышленное влияние на декоративно-прикладное творчество. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, сверлением, шкурением. Приобретают и закрепляют навыки владения режущими инструментами, учатся применять клеи , краски и формующие материалы. 

        Данная программа способствует непрерывности технологического образования, в ней отводится должное место воспитанию таких качеств как творческий подход, самостоятельность, самооценка, инициатива, умение работать в коллективе в период выполнения творческих проектов.

Социально-бытовая ориентировка

5-9

     Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» разработана и составлена на основе программы С.А. Казаковой и В.В.Воронковой. Занятия направлены на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития обучающихся.       

       Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. В программу включены следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Семья», «Экономика домашнего хозяйства», «Культура поведения», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения и организации».

       Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы.