Программа развития на период 2013-2018гг.

1

 

 

 I.                               Паспорт программы развития

 

Настоящая Концепция определяет общие подходы к совершенствованию специального (коррекционного) образования в Астраханской области. Специальное (коррекционное) образование рассматривается как неотъемлемая часть целостной системы образования, исходя из Конституции РФ, гарантирующей общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также обязательность основного общего образования. Государство, в соответствии с действующим законодательством РФ, создает условия для получения гражданами, с ограниченными возможностями здоровья, образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. В соответствии с Конституцией РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Поэтому важнейшим условием совершенствования специального (коррекционного) образования является сохранение и улучшение существующего уровня образования и качества жизни тех детей, которые не нуждаются в специальном (коррекционном) образовании.

 Программа развития школы-интерната представляет собой  нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития воспитанников и особенности организации кадрового и методического обеспечения  образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы,  критерии эффективности, планируемые конечные результаты.

 Школа-интернат создаёт условия для обучения и воспитания детей, с ограниченными возможностями здоровья, всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, как средства общения и мышления, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии для получения образовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы – интерната предполагается реализация модели, которая учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в приоритетах, соответствующих современной идеологии образования. В разработке Программы использованы следующие нормативно – правовые документы: 

  Научно-методические основы разработки Программы

-         Конвенция о правах ребёнка;

 

-         Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;

 

-         Закон «Об образовании» Астраханской области;

 

-         Закон «Об образовании» РФ;

 

-         Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ;

 

 

-         ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

 

-     ФЗ РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

 

-         Типовое положение о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии №288 от 12.03.1997 г.;

 

-         Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;

 

-         ГОСТ Р 52888-2007 «Социальные услуги детям»;

 

-         Локальные акты школы- интерната №1;

 

-         Устав школы - интерната;

 

-   Концепция реформирования систем специального образования, утвержденная Мин. Обр. РФ от 09.02.99 г. №3/1.;

 

-         Положение о «Психолого – медико–педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».

 

-   Письмо Мин. обр. РФ от  14.07.2003 г. № 27/2967-6

 

 

 

Срок реализации программы        

 

 

        С сентября 2013 года по август 2018 года

 

 

Цель программы        

Формирование целостной системы «сопровождения» каждого воспитанника школы - интерната, направленное на решение образовательных задач, повышение эффективности качества обучения и воспитания; развитие жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальная адаптация  к условиям открытой среды.

 

 

Основные задачи программы        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики программы        

Определить цель, принципы региональной образовательной политики в сфере специального (коррекционного) образования и приоритетные направления деятельности, опираясь на современные представления об образовании и развитии ребенка.

 Определить основания и направления взаимодействия системы образования с другими структурами, оказывающими помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, способствовать повышению эффективности межведомственного взаимодействия.

 Создать  условия для обучения и  развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с учетом их склонностей, возможностей, способностей  и интересов, реализовывать их потенциальные возможности через различные образовательные программы (индивидуальный образовательный маршруты), позволяющие каждому воспитаннику получить доступное, качественное образование и профессиональную подготовку.

 Создать условия  для перехода на личностно-ориентированное образование (дифференциация, индивидуализация образовательного процесса, ориентация на индивидуальные образовательные потребности).

 Ориентироваться на формирование ключевых компетенций

(академических и жизненных), как образовательного результата.

 Развивать инновационные процессы и экспериментальную деятельность, внедрять новые образовательные технологии, позволяющие эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционного учреждения.

 Создать гибкую многовариативную систему  предпрофильного обучения на старшей ступени, базу для получения качественного предпрофессионального образования.

 Создать условия для сохранения здоровья воспитанников  в урочное и во внеурочное время посредством  совершенствования здоровьесберегающей деятельности, технологий.

 Реализовать интегрированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

 Формировать социокультурную среду.

 

 

Директор школы-Волгуцкова Екатерина Измайловна

Зам. по УР-Бондарюк Татьяна Владимировна

Зам. по ВР-Кириллова Ольга Петровна

 

Управление программой        

-      Программа развития является управляющим документом. Общий контроль выполнения программных мероприятий осуществляет администрация учреждения, педагогический Совет  школы-интерната.

 

 

 

Исполнители программы        

-  Педагогические работники, медицинские работники, органы общественного управления учреждением.

-         В реализации Программы участвуют также семьи воспитанников (ближайшее окружение), общественные и социальные партнёры ОУ

 

Финансовое обеспечение программы        

Выполнение программы обеспечивается за счёт различных источников финансирования:

-         федеральное финансирование;

-         бюджетное финансирование;

 -         дополнительные привлечённые средства (спонсорские средства, добровольные пожертвования)

 

Согласование программы и контроль за её исполнением

Возлагается на Министерство образования и науки Астраханской области.

 

 

 

II.               Информационная справка о Государственном образовательном учреждении

I. Общие сведения о школе-интернате

1.1 Наименование ОУ    

 Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Астраханской области для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№1 VIII вида»

 

 1.2 Юридический, фактический адрес  г. Астрахань, ул.Б.Хмельницкого, д.6    

тел/факс 49-23-44, электронный адрес: sksh1@yandex.ru

1.3.  Телефоны/факс 8 (8512) 50-06-09; 49-23-44-ф;

        e-mail : sksh1@yandex.ru

        сайт: www.sksh1. ru

 

Должность           

Ф.И.О.

(полностью)  

Образо-

вание  

Общий

пед.стаж           

Квалификационная

 Категория как

 

Знаки

отличия

Курсы

переподготовки        

Стаж администра-

тивной работы

Руководителя

учителя

 

                  

Руков-ля

учителя

Директор

Волгуцкова

Екатерина Измайловна

высшее

26 лет

высшая

высшая

 

2012г.

АГУ

10 лет

26 лет

Заместитель

директора по УР

 

Бондарюк Татьяна Владимировна

высшее

36 лет

высшая

высшая

«Отличник Просвещения»

2008 г.

АИПКП

18 лет

36 лет

Заместитель

директора по ВР

Кириллова Ольга Петровна

высшее

8 лет

первая

первая 

 

2012г.

АГУ

5 лет

8 лет

Заместитель

директора по безопас-ности

Даирова Хаджитувак Джелалетдиновна

высшее

14 лет

 

 

 

 

2 года

 

Заместитель

директора по АХЧ

Синельникова Татьяна Ивановна

средне-специ-альное

35 лет

 

 

 

 

12 лет

 

 

II. Нормативно-правовая база

 2.1. Устав учреждения (3.06.11)

 ОГРН1023000863720,

ГРН 2113025075690 от 8.07.11

 2.2. Договор с Учредителем (дата подписания)  №19.03.2012, №03011003

 

III. Сведения о кадрах

Педагогический коллектив насчитывает 49 учителей и воспитателей, из них имеют:

- высшее педагогическое образование – 44 педагога,

- из них специальное дефектологическое образование – 17 педагогов,

- высшую квалификационную категорию - 21 педагог,

- первую квалификационную категорию - 10 педагогов,

- вторую квалификационную категорию - 6 педагогов.

Награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» - 6 педагогов.

Обладатель гранта Губернатора Астраханской области в 2006- Морозова Н.В. учитель начальных классов.

Возрастной ценз:

учителя:

 ·        до 30 лет - 2 человека;

 ·        от 31 года до 40 лет - 2 человека;

 ·        от 40 до 55 лет - 13 человек;

 ·        более 55 лет- 9 человек;

 ·        воспитатели:

·        до 30 лет -2 человека;

 ·        от 31 года до 40 лет- 1 человек;

 ·        от 40 до 55 лет- 3 человека;

 ·        более 55 лет-6 человек;

педагоги дополнительного образования:

·        до 30 лет - 1 человек

специалисты:

 ·        до 30 лет - 3 человека;

 ·        от 31 года до 40 лет - 2 человека;

 ·        от 40 до 55 лет - 2 человека;

 ·        более 55 лет - 2 человека.

 

Педагогов – 49 человек. Количество педагогов с высшим образованием –  44 человека – 90%;  педагогов – совместителей –  4 человека – 8%. Количество педагогов, прошедших курсовую подготовку в период 2010-2013 учебных годах, участвующих в работе семинаров, мастер-классов и др. –  85 %.      Педагогов с высшей квалификационной категорией – 21 человек - 43%; с  I квалификационной категорией – 10 человек –20,4 %; со II квалификационной категорией – 6 человек – 12,3 %.

В целом в школе-интернате №1 работает высокопрофессиональный коллектив, о чем свидетельствует наличие званий у педагогов, награждение их Грамотами различного уровня:

 - Звание «Отличник народного просвещения» - 7 человек;

- Почетная грамота Министерства образования и науки Астраханской  области:  24 человека;

- Кандидат исторических наук – 1 человек;

 - Лауреат «Гранта Губернатора Астраханской области» - 1 человек;

III. Организация образовательного процесса

  Режим работы ОУ

I ступень

II ступень  

Сменность занятий     

1

1

Продолжительность учебной недели (дней)

 

1-2 классы – 5-дневная

3-4 классы – 6-дневная

5-9 классы – 6-дневная

Продолжительность уроков      

        

               40 мин.

            40 мин.

 

  IV.                                   Концепция развития

 

Правовой базой  при разработке модели концепции развития школы-интерната послужили: Конституция РФ; «Закон об образовании»; проект закона о специальном образовании лиц с ограниченными  возможностями здоровья;  проект « Концепции Федерального государственного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;  «Закон о социальной защите инвалидов»; «Конвенция о правах ребенка»;  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;  Национальная доктрина образования РФ, одобренная  постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г., и  другие нормативно – правовые источники.

Обеспечение максимально возможного качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и развитие их адаптивных возможностей - является стратегической целью развития специального (коррекционного) образования, наиболее соответствующей интересам развития общества и отдельной личности.

 Качество жизни в настоящей Концепции понимается в соответствии с экспликацией Всемирной Организации Здравоохранения ООН - как восприятие людьми своего положения в жизни в контексте культурных и ценностных ориентаций и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами. Качество жизни предполагает доступность качественного образования - воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, - а именно:

 квалифицированную комплексную диагностику возможностей и особенностей развития ребёнка, начиная с раннего возраста;

 предоставление обучения, соответствующего возможностям и особенностям развития ребенка;

 обеспечение психологической и физической безопасности, педагогической поддержки и содействия ребёнку в проблемных ситуациях;

 реализацию программ развития социальных навыков, способности к адаптации и интеграции в общество.

 

 Стратегическая цель конкретизируется в ряде принципов:

 Развитие социальной активности самого ребенка, нуждающегося в специальном (коррекционном) образовании.

 Сотрудничество с родителями (законными представителями) и ближайшим социальным окружением ребенка.

 Взаимодействие со структурами, оказывающими помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (учреждения здравоохранения, социальной защиты, службы занятости, культуры, правоохранительные органы, общественные организации).

 Непрерывность и преемственность специального (коррекционного) образования на всех возрастных этапах: раннее детство, дошкольное образование, начальная школа, основная школа, средняя школа, профессиональное образование.

 Приоритет социальной адаптации и личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья перед достижением заданного уровня образовательных результатов.

 Вариативность форм получения специального (коррекционного) образования.

 Научная обоснованность деятельности в сфере специального (коррекционного) образования.

 Объективная и обоснованная оценка развития ребенка, мониторинг развития.

 В связи с существенными изменениями в общественной, политической ситуации в нашей стране все настойчивее проявляются тенденции коренного переустройства специального образования. Дети  с ограниченными возможностями здоровья  должны иметь образование, отвечающее современным экономическим требованиям времени, иметь современный нравственный облик, уметь использовать свои умения и навыки. Как следствие, признается  необходимость перестройки образовательного процесса. Во главу угла ставится формирование личности человека с ограниченными возможностями здоровья – самостоятельного, активного, не испытывающего комплекса неполноценности из-за недостатка психофизического развития, осознающего свое место в обществе, имеющего четкую социокультурную идентификацию.

 В настоящее время в нашем обществе сложилась неблагоприятная ситуация с социальной адаптацией выпускников специальных коррекционных школ вообще и детей с нарушениями интеллекта,  в частности. Поэтому для решения проблемы социальной реабилитации и адаптации требуется переориентация учебно-воспитательного процесса специальной школы – интерната с опорой на ряд приоритетов:

 - практическая подготовка учащихся на основе  формирования социально-значимых навыков;

 - формирование адекватной самооценки и осознания реальных перспектив в самостоятельной жизни.

 Это требует разработки новой концепции развития специальной школы и переоснащения  материально-технической базы.

Необходимость разработки данной Программы развития определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.

К внешним факторам необходимо отнести изменения социальной, политической и экономической жизни страны. К наиболее важным из них можно отнести:

 1. Ориентация социальной жизни страны  на нормы и ценности  гражданского общества, обуславливающая необходимость усвоения и применения школьниками социальных норм поведения.

 2. Экономика завтрашнего дня – это инновационная  экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий; ускорение темпов обновления технологий.

3. Необходимость придания органу государственно-общественного управления школы статуса юридического лица.

 4. Информатизация мирового сообщества, обуславливающая необходимость создания информационной образовательной среды, применения ИК технологий в образовательном процессе, делопроизводстве и управлении школы.

 5. Применение компьютерных программ. Проблема, связанная с применением компьютеров в обучении, не является новой, однако использование компьютера в формировании произносительной стороны речи и использование коррекционно-логопедических программ в настоящее время необходимо.

К внутренним условиям относятся:

- концептуальное право ребенка с ОВЗ, как  члена общества на охрану жизни и здоровья;

 - получение детьми, имеющими ограничения возможностей здоровья, образования, гуманного по своему характеру;

 - бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, учет его психофизических возможностей и уважительное отношение как к личности;

 - адаптация системы специального образования к уровням и особенностям  развития и подготовки детей;

 - осуществление дифференцированного подхода к обучению, развитию и использованию сохранных анализаторов и ВПФ.

 

Концептуальное обоснование программы развития школы-интерната

 Концепция строится на основе признанных в современной  педагогике ценностей образования.

        Определяя миссию школы - интерната как «воспитание нравственной, законопослушной, образованной и современной личности воспитанника максимально подготовленной к включению во взрослую самостоятельную жизнь», коллектив педагогов ориентирован на идею самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

 В настоящее время остро стоят социальные вызовы, адресованные сфере специального коррекционного образования.  Инфантилизм, депривация, неспособность выпускников к ответственному участию в социальной жизни -  все это проявление того, что формирующее воздействие на подрастающее поколение показывает в первую очередь не школа, а иные социальные институты: средства массовой информации, окружающая социальная среда, жизнь в социуме.

Школа – интернат № 1 должна стать организацией воспитывающей среды и общественных отношений, обеспечивающих эффективную, социальную адаптацию личности, проявление её социальной активности. Для этого необходимо создать оптимальные педагогические условия, помогающие ребенку с ограниченными возможностями здоровья выразить себя в образовательной, трудовой деятельности, культурном развитии, сознательном выборе будущей профессии. Реализация принципа социализации помогает воспитаннику с нарушением интеллекта  установить прочные связи с окружающим социумом, обеспечить их широту и многообразие.

Социализация, социально – психологическая адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможна на основе «онтогенетической социализации», которую определяют как процесс взаимодействия человека и социальной среды, в ходе которого он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Именно так ребенок с ограниченными возможностями здоровья  усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности, которые в целом и обеспечивают социализацию ребенка. /И.А. Коробейников «Нарушения развития и социальная адаптация» М, 2002 год/.

 Привлечение семьи к воспитанию и полноправному её участию в деятельности школы-интерната -  важное звено в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Педагогический процесс для  детей с ОВЗ направлен на общую коррекцию развития компенсаторно-адаптационных механизмов, на развитие сенсорной, интеллектуальной культуры, формирование коммуникативно-речевой и социально – коммуникативной сферы каждого воспитанника. Создание и выполнение данных условий необходимо для полноценной интеграции   детей с ОВЗ   в общество.

 Для овладения детьми и подростками   общетрудовых,  профессиональных знаний и  умений, необходимо широкое внедрение в учебный процесс компьютерной техники, формирующей у воспитанников языковую, речевую, математическую культуру и логическое мышление.

 Компьютерное обучение значительно расширяет возможности  детей с ОВЗ, усиливает мотивацию учения, качественно изменяет контроль за их познавательной и трудовой деятельностью, дает возможность успешно  решать задачи на моделирование различных производственных ситуаций, на планирование и т.д. Однако специальное компьютерное оборудование и программное обеспечение для  воспитанников на сегодняшний день школа не имеет.

Планируется обновить материальную базу школы-интерната, направив его деятельность не только на обеспечение учебного процесса, но и на трудовое и профессиональное обучение воспитанников с ОВЗ.

Переоснащение школы-интерната  предоставит возможность проводить уроки и занятия с использованием современных, медиатехнологических средств, в том числе интегрированные уроки, занятия. Внедрение новых дополнительных модулей (графических, веб – дизайн, компьютерная верстка, фото и видео монтаж, изобразительное искусство, звукомонтаж)  и прикладных программ.

  Процесс компьютеризации дает возможность качественно перестроить процесс трудовой подготовки, реализовать потенциальные возможности производительного труда в профессиональном, социальном, экономическом, интеллектуально – личностном становлении  детей и подростков с ОВЗ. Будет создана ИКТ – насыщенная среда, способствующая творческому развитию воспитанников и педагогов.

 Предполагается, что опыт межличностного общения детей с ОВЗ обогатится и в результате включения  в учебно-коррекционную работу  возможностей сети Internet через поиск и определение своего информационного  виртуального пространства, своего индивидуального круга общения.

 Планируется заключить договор о сотрудничестве с  Профессиональным лицеем №1, Профессиональным училищем № 3, Профессиональным лицеем № 8 (Губернский техникум), Профессиональным училищем АИСИ, Профессиональным училищем № 20, Профессиональным училищем № 24

о проведении профессиональной ориентации, получения дополнительного образования.

 

 Школа-интернат имеет договор с кафедрой социальной педагогики и психологии Астраханского государственного университета а также с Астраханским социально-педагогическим колледжем о прохождении студентами педагогической практики и проведение практико-ориентированных исследований. Так же социальными партнерами учреждения являются центральная психолого - медико - педагогический комиссия, Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки, специальные коррекционные ОУ всех видов города, Городские Центры занятости населения, ЦДЮТ, областной эколого-биологический центр,  Методические центры по спорту (адаптивная физкультура), реабилитационные и коррекционные Центры для детей - инвалидов, Психоневрологический диспансер, Областной наркологический диспансер, летние оздоровительные лагеря, региональная общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России», Астраханская региональная благотворительная организация «Поможем детям».

        Переоснащение нашего учреждения и активизация проведения предпрофильной подготовки позволит  улучшить качество обучения детей с ОВЗ, организовать новые профили трудовой подготовки воспитанников, что предоставит выпускникам нашего учреждения, возможность более свободного выбора специальности или учебного заведения для дальнейшего  предпрофессионального обучения. А также будет способствовать трудоустройству,  достижению полноценного социального статуса и даст надежду стать конкурентноспособными  на современном рынке труда.

 Развитие структуры школы - интерната:

 - Возникла необходимость совместной работы по созданию здоровьесберегающей образовательной среды.

 - Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива, растут потребности учителей в повышении уровня квалификации, получении дополнительного образования овладении ИК технологиями.

 - Практическое использование программ в процессе формирования произношения и развития высших психических функций  у детей с ОВЗ.

 - Подбор и обработка речевого материала в ходе работы над произношением и развитие высших психических функций с персональным компьютером (современные логопедические компьютерные программы).

 - Подбор компьютерного материала для достижения максимальной эффективности в работе над произношением и развитием слухового восприятия по отработке навыков «грамотности» и практического использования в письменной речи.

 - Адаптация общедидактических программ для развития ВПФ и коррекционно – реабилитационная работа по индивидуальным программам развития.

 - Совершенствование структуры и содержания образования.

 - Выделить приоритеты в содержании специального образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной, социальной ситуацией.

 - Определить психологические и педагогические условия реализации.

-  Развитие творческого потенциала воспитанников школы – интерната.

-  Индивидуализация специального образования: учет степени выраженности и сложности структуры дефекта, интересов, способностей, темпа продвижения ребенка.

 - Создание условий развития ребенка, независимо от уровня его исходной подготовленности.

 

Интегрированный подход в обучении   и воспитании   детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В школе - интернате разработан новый интегрированный подход к обучению  детей. В его основу положены идеи становления и развития социально значимых качеств личности, общее развитие (знания об окружающей деятельности, формирование умственных действий, воли, чувств), развитие речевой деятельности, связной речи в устной и письменной форме,  формирование учебной деятельности.

 Наряду с перечисленными задачами перед педагогами интерната ставится другая, отличная от традиционной, организация учебно-воспитательного процесса:

 - совершенствование образовательной среды;

 - дифференцированный, индивидуальный подходы  к обучению и воспитанию;

 - наличие современных технических средств обучения;

 - использование новых педагогических технологий и ИКТ.

 

           В Программе  развития школы – интерната до 2018 года  будет реализована потребность нашего учреждения в дальнейшей разработке всего необходимого комплекса дидактических технологий и материалов, в переводе теоретических положений в плоскость конкретных методик.

Развитие коррекционной работы  как системообразующего

компонента в образовательной системе школы-интерната

       В отличие от общеобразовательных школ ведущим компонентом в образовательном процессе школы-интерната являются коррекционная работа, которая ведется по следующим направлениям:

 - Это обучение  детей с ОВЗ, ориентированных на развитие компенсаторных механизмов личности ребенка, обеспечивающих ему усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной социализации.

 - Это ориентация на закономерность развития и деятельность, она предполагает вариативную структурированность учебного процесса, учитывающего индивидуальные особенности развития каждого воспитанника, разные учебные потребности учащихся, и одновременно решение задач по формированию системы знаний, улучшение коммуникативной и деятельной компетенции.

 - Это организация обучения детей с интеллектуальным недоразвитием, ориентированная на закономерности психического развития в норме. Целью обучения является прохождение ребенком с интеллектуальным недоразвитием тех же эталонов, что и нормальным ребенком.

 Учитывая особенности работы учреждения, воспитание и обучение дифференцированно  и, в большей степени индивидуально, с учетом направленности личности каждого ребенка.

В своей работе мы рассматриваем модель школы – интерната  для умственно отсталых детей и подростков, как учреждение, которое должно учить жизни «как бы разрушая стены», ибо только тогда создается возможность познавать, переживать, формировать мышление, «чувства» и волю в непосредственной связи с жизнью.

            Организация образовательного процесса в школе-интернате  реализуется с помощью медико-психолого-педагогического сопровождения   детей с ОВЗ на разных этапах обучения.

        В основу педагогической системы легли следующие положения:

 ·        Использование и учет ограниченных, физиологических возможностей детей с ОВЗ.

 ·   Активизация психических, индивидуальных особенностей детей с нарушением интеллекта и коррекционная работа над ВПФ.

 ·        Формирование коммуникативной функции речи как средства общения детей с ОВЗ и умение строить отношения в коммуникативно – социальных связях.

 ·        Совершенствование произносительной стороны речи.

 ·         Сочетание работы по развитию интеллекта  с общим психофизическим развитием детей.

 ·         Вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием.

 ·   Гибкость в подборе материала в связи с индивидуальными возможностями детей.

 ·           Организация речевой среды  как условие овладение средств общения.

 ·   Компьютерные программы по произношению имеют целью формирование произносительных навыков, расширение словаря, развитие мотивации у воспитанников,  но самое главное развитие ВПФ, поэтому они обращены к  кинестезическому анализатору каждого ребенка по принципу «глаз – рука», предусматривают индивидуальную работу.

 

                     Основные принципы развития учреждения

Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав педагога и ребенка, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного  человеческого достояния, внимания к историческим ценностям, их вклад в развитие науки, культуры, литературы и искусства.

Принцип сотрудничества  - построение взаимоотношений в учреждении на основе компетентности, авторитетности и поддержания достоинства в отношении учителей, повышающих уровень самооценки обучающихся, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.

Принцип развивающего обучения предполагает частичный отказ от репродуктивных методик и применения методов  творческой мыслительной  деятельности и самообразования обучающихся; развитие умственных способностей, использование новейших педагогических технологий, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда.

Принцип индивидуализации обучения предполагает всесторонний учет уровня развития  способностей каждого воспитанника, формирование на этой основе личных планов (индивидуальных маршрутов развития), программ стимулирования и коррекции развития детей. Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого обучающегося.

Принцип дифференциации предполагает выявлении и развитие у воспитанников склонностей и способностей к работе в различных направлениях, изучаемых предметов на личном уровне в зависимости от личных качеств воспитанников. Формирование классов, групп с учетом индивидуальных особенностей детей и подростков, что может отражаться в построении учебного плана.

Принцип целостности предполагает построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в  содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.

Принцип междисциплинарной интеграции содержит выход на смежные науки, координацию курсов на основе этого принципа. Здесь можно говорить о двух уровнях: интеграция внутри самого предмета и интеграция внешняя, предполагающая передачу выходящих за рамки предмета, создания междисциплинарных курсов.

Принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные»  отношения, повторения и учения на всех ступенях образования.

Принцип усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка, обусловлен тем, что ход личностного развития ребенка, усвоения им установленного объема образования определяется уровнем речевого развития, возможностью воспринимать информацию в словесном оформлении, адекватно пользоваться ей.

 Принцип активизации речевого общения обуславливается необходимостью реализации психолого-педагогических подходов к организации совместной деятельности воспитанников с ОВЗ на основе инновационного направления «Социальная коммуникация».

           Инновационный подход в обучении и воспитании реализуется в использовании различных педагогических технологий, которые уменьшают в учебном процессе долю репродуктивной деятельности.

Наиболее эффективными являются:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- технология «обучение в сотрудничестве» - проектная деятельность;

- здоровьесберегающая деятельность;

- арттерапия;

- информационно-коммуникационные технологии;

- разноуровневое обучение;

-  использование в обучении игровых технологий;

 - использование инновационных технологий, проведение интегрированных уроков.

 

 

Учебный план школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIII вида)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «Об образовании» наши воспитанники имеют равные со всеми права.  Задача педагогического коллектива Школы – интерната №1 дать возможность воспитанникам реализовать свои права в жизни. В своей программе развития мы предусмотрели:

·       Создание для воспитанников специальной коррекционно – развивающей образовательной среды.

·   Обеспечение адекватных условий и равных с обычными детьми возможностей для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

·        Организация лечения и оздоровления.

·        Создание условий для всестороннего развития и воспитания.

·        Создание службы специалистов в практической помощи воспитанникам по коррекции нарушений развития.

·        Создание условий для реабилитации и социальной адаптации.

·        Создание условий постоянного вхождения воспитанников в открытую среду равноправными партнерами социума.

·     Обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности ребенка, в контексте его максимальной социализации.

 ·        Использование в работе научно – теоретического обоснования учебно – воспитательного процесса с целью разработки наиболее современных моделей обучения и воспитания детей в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида.

 ·        Единство в работе всех служб учреждения.

 

В основу годового планирования  мы заложили многолетние исследования многих ученых и выделили следующие принципы в организации учебно – воспитательного процесса  в нашем учреждении:

* воспитывающая и развивающая направленность обучения;

* научность и доступность обучения;

* систематичность и последовательность;

* связь обучения с жизнью;

* принцип коррекции в обучении;

* принцип наглядности;

* сознательность и активность воспитанников;

* индивидуальный и дифференцированный подход;

* прочность знаний, умений, навыков.

 

          В программе развития Школы – интерната  мы используем новейшие педагогические технологии  на основе личностно ориентированного образования:

* Изменение общего взгляда на коррекционное образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия всех участников образовательного процесса.

* Изменение представления о личности воспитанника, которая кроме социальных качеств наделена различными субъективными свойствами, характеризующими ее анатомию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.п., в связи, с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе.

* Пересматривается отношение к воспитаннику как объекту педагогических воздействий, и за ним окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающей уникальной индивидуальностью.

        В работе с нашими воспитанниками мы используем новейшие исследования  о психологических механизмах развития личности, с целью создания в нашем учреждении условий для развития и осознания воспитанниками субъективного опыта, развитие их индивидуально – личностных способностей, свойств, педагогической поддержки индивидуальности.

                       I ступень обучения (I – IV класс)

Цель:

-Формирование у школьников общеучебных умений и навыков,  желание учиться, вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих, удерживаться в учебном пространстве.

-Формирование общетрудовых умений и навыков.

-Активизация интереса к творческой деятельности, приобщение к общекультурным ценностям человечества.

Задачи:

 1.Внедрение нетрадиционных курсов и предметов: курс «Игровые    компьютерные технологии» (II- IV классы), «Адаптивная физкультура» (I– IV кл.), уроки (занятия) ЛФК, отработка произношения (занятия с логопедом), «Психомоторика» (I– IV кл.), «Коррекционные занятия по развитию ВПФ» (I– IV кл.).

 2.Апробирование методик личностно-ориентированного, развивающего, дифференцированного обучения.

                     II ступень обучения- V – IX классы

Цель:

 - Усвоение учащимися специальных программ  образования.

- Формирование личности  ребенка с ОВЗ, его учебной деятельности, развитие устной и письменной речи, совершенствование умения пользоваться языком как средством общения по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности.

 -  Продолжение работы по формированию личности воспитанника с ОВЗ, закладывается фундамент образовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося воспитанника в жизнь общества.

 - Продолжение работы по развитию устной и письменной речи обучающихся, коррекция их произношения и развитие ВПФ.

 

 

Задачи:

 1.Работа школы по базисному плану, введение новых курсов: «Компьютерные технологии» (V-IX  классы), «Адаптивная физкультура» (V- IX  кл.).

 2.Введение факультативов  по деловому письму и формированию экономико – бытовых навыков (VIII-IX классы).

 3.Введение инновационных методик и технологий педагогического процесса обучения и воспитания детей, в том числе ИКТ.

Оздоровительные и физкультурные мероприятия, применяемые в учебно-воспитательном процессе.

Цель:

Предотвращение ряда социальных проблем и недостатков в обеспечении психофизического здоровья воспитанников и подготовка их к выходу в открытую среду.

Задачи:

 ·    Содействовать выполнению стоящих перед учреждением учебно-воспитательных задач.

 ·          Содействовать укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию воспитанников с ОВЗ.

 ·          Углублять и расширять знания, умения и навыки в области здоровья.

 ·         Организация  здорового отдыха воспитанников.

 ·    Прививать воспитанникам навыки и желание к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Младший школьный возраст (IIV класс):

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

 -     развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

 -     развитие навыков каллиграфии;

 -     развитие артикуляционной моторики.

 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

 -     развитие зрительного восприятия и узнавания;

 -     развитие зрительной памяти и внимания;

 -     формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

 -     развитие пространственных представлений ориентации;

 -      развитие представлений о времени;

 -      развитие слухового внимания и памяти;

 -  развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Средний школьный возраст (VVIIкласс):

-        коррекция повышенной тревожности;

-        коррекция чувства неуверенности в себе;

-        коррекция неадекватной,неустойчивой самооценки воспитанника;

-        формирование ориентации в жизненных ситуациях;

-        формирование благоприятных семейных взаимоотношений и общения в семье.

 

Старший школьный возраст (VIII-IX класс):

-        формирование межличностного общения со сверстниками;

-        перестройка взаимоотношений с взрослыми;

-        формирование характера семейных взаимоотношений, стиля отношений;

-        коррекция ранимости, чувствительности, эмоционального фона от экзальтации до депрессии;

-        формирование социально адаптированной личности выпускника школы – интерната VIII вида.

 

 

Изучение индивидуальных особенностей воспитанников:

-      Проведение психолого – педагогического и социально – педагогического мониторинга.

-      Проведение медицинского мониторинга.

-      Проведение медицинского скрининг – контроля.

-      Анализ и систематизация результатов обследования.

-      Создание базы рекомендаций по организации образовательной среды в школе – интернате VIII  вида с учетом индивидуальных возможностей каждого воспитанника.

 

 Переработан режим дня учащихся с учётом здоровьесберегающих технологий:

·        Дети больше времени стали проводить на свежем воздухе.

·        Большое внимание уделяется культуре питания.

·    Работники школы-интерната  принимают участие в семинарах по внедрению здоровьесберегающих технологий.

·        Медработники учреждения систематически проводят интересные беседы с воспитанниками о здоровом образе жизни и вредных привычках.

Медицинское обслуживание детей проводится на основе социального партнерства Детской городской поликлиникой № 4. В текущем году улучшилось обеспеченность медикаментами: в достаточном количестве перевязочный материал, антибиотики, сульфаминамиды, витамины, жаропонижающие, сердечные и другие препараты. Полностью выполняется Международный прививочный календарь, проводятся профилактические прививки против гриппа. Аптечка первой помощи укомплектована полностью. Ежегодно воспитанники обследуются: два раза в год проводится скрининг – контроль, ежегодно диспансеризация. При необходимости дети получают различную помощь в стационарных условиях, как по соматическим заболеваниям, так и по психоневрологическим.

Совместными усилиями педагогического и медицинского персонала проводится комплексное изучение состава учащихся с выраженными сопутствующими дефектами, заболеваниями  с целью ускорения социальной адаптации, вызова интереса к учению, оздоровлению, коррекции ВПФ.

  Дети, больные различными заболеваниями и выявленные при осмотре, берутся на диспансерный учет.

  В I-V классах планируются введение логоритмических занятий, введены занятия психомоторики, во всех классах уроки адаптивной физкультуры, ЛФК, подвижные перемены, прогулки, зарядка и т.д. На этих занятиях дети выполняют музыкально-ритмические упражнения, совершенствуют осанку и координируют движения, укрепляют свое здоровье.

  Питание – это тоже неотъемлемая часть детского здоровья. Организовано пятиразовое питание. Меню составляется на 10 дней, что позволяет более практично распределить продукты, с учетом их калорийности, химического состава и их совместимости. В меню включаются разнообразные салаты из овощей и фруктов, кисло-молочные продукты и т.д. в осенне-весенний период проводится  витаминизация вторых блюд.

  В целях профилактики инфекционных заболеваний большое внимание уделяется санитарно-гигиеническим мероприятиям: влажная уборка классов, спален, при необходимости с применением дезинфицирующих средств, регулярное проветривание помещений.

 

   IV. Приоритетные направления реализации программы.

- комплексный подход и долговременная система коррекционно-образовательной работы с учащимися;

- максимально возможное развитие потенциала социальных и профессиональных возможностей воспитанников;

- преемственность процесса образования во всех звеньях: урок, коррекционное занятие, внеклассные мероприятия;

-  накопление опыта конструктивного сотрудничества с учреждениями города;

-   совершенствование системы управления коррекционным учреждением;

- приведение в соответствие с основными направлениями программы развития уставных документов школы – интерната;

- обеспечение условий для повышения профессионального уровня, овладение методами информационных технологий.

V. Основные мероприятия по реализации программы развития

 1.      Разработка локальных актов, корректировка уставных документов.

 2.      Создание системы мониторинга: общешкольного, дефектологического, предупредительного, фронтального, выборочного – для эффективного изучения фактического состояния работы всех систем учреждения.

 3.      Разработка коррекционно – реабилитационной программы для детей и подростков с ОВЗ по формированию устойчивых социальных умений и навыков для адаптации к открытой среде и развитию социально – коммуникативных связей в условиях специального учреждения VIII вида и ее реализация.

4.      Совершенствование организации внутришкольной системы руководства и контроля.

5.   Разработка системы планирования работы и анализа выполнения поставленных задач.

6.    Создание положений регламентирующих работу различных служб школы - интерната.

7.   Совершенствование содержания индивидуально коррекционных, обучающих уроков, акцентирование их содержания на социальное развитие воспитанников.

8.      Создание коллектива единомышленников: организация постоянно действующих семинаров, методических объединений, методических совещаний.

9.        Расширение связей с образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования города.

10.      Развитие системы социального партнерства.

 

Совершенствование системы управления.

 Демократизация и гуманизация управления; все педагоги активно включаются в обсуждение и принятие управленческих решений; регулярные отчеты руководителя и его заместителей перед коллективом; открытость управленческой информации; просматриваются субъект - субъектные отношения.

 Системность и целостность в управлении; в своей работе стараемся установить связь всех управленческих функций: анализа, целеполагания, планирования, организационной деятельности, контроля и регулирования.

 Оптимальное сочетание централизации и децентрализации; выработка коллективного решения проходит на основе мнения руководителя, исполнителей конкретных решений, их ответственность за реализацию данного решения всех участников управленческой деятельности.

 Научная обоснованность управления; коллектив выбирает и формирует цели и задачи развития непрерывного образовательного процесса с учетом результатов прогноза на будущее.

 Обработка полученной информации в виде общешкольного мониторинга, включенного в систему традиционного контроля, позволяет осуществлять регулирование управленческой деятельности.

Французские философы и просветители XVIII века Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций считали, что благодаря обучению, воспитанию подрастающего поколения можно переустроить общество в прогрессивном направлении.

 

Совершенствование методов обучения и воспитания.

В.П. Кащенко - ученый, педагог, психолог посвятил свои труды проблеме исправления отклонений в развитии личности детей: “…Коррекция недостатков личности в процессе ее становления – проблема большой социальной значимости. Исключительные дети нуждаются в лечебной педагогике”.

 1.  Создание индивидуальных коррекционных программ  по развитию ВПФ для детей с различными нарушениями развития.

2013 – 2014год:  педагоги, логопеды, учителя – дефектологи, педагоги-психологи.

 

   2. Реализация индивидуальных коррекционных программ  по развитию ВПФ для детей с различными нарушениями развития.

2014-2015 год:  педагоги, логопеды, учителя – дефектологи, педагоги-психологи.

   3. Поиск путей построения индивидуальных образовательных маршрутов развития и социально – ориентированных траекторий для детей с различными нарушениями развития.

Весь период:  педагоги, логопеды, учителя – дефектологи, педагоги-психологи.

   4.  Проведение циклов семинаров для  педагогического коллектива школы – интерната по внедрению в педагогический процесс учреждения коррекционно – реабилитационной программы для детей и подростков с ОВЗ  по формированию устойчивых социальных умений и навыков для адаптации к открытой среде и развитию социально – коммуникативных связей в условиях специального учреждения VIII вида

2013/2018 год:  заместитель директора по УР, председатели МО.

 5. Презентация и утверждение на педагогическом Совете коррекционно – реабилитационной программы для детей и подростков с ОВЗ по формированию устойчивых социальных умений и навыков для адаптации к открытой среде и развитию социально – коммуникативных связей в условиях специального учреждения VIII вида.

2014/2015 год:  заместитель директора по НМР, председатели МО.

 6. Реализация  в учреждении коррекционно – реабилитационной программы для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья по формированию устойчивых социальных умений и навыков для адаптации к открытой среде и развитию социально – коммуникативных связей в условиях специального учреждения VIII вида.

С 2015 года и оставшийся период:  педагоги, логопеды, учителя – дефектологи, педагоги-психологи.

7. Совершенствование систем оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента.

2014/2015. год:  директор, заместители директора по УР и ВР.

 8. Разработка комплексной системы возможной интеграции и социализации с последующей интеграцией детей для подготовки их к жизни в обществе (алгоритм подготовки среды, которая примет выпускника коррекционного учреждения).

2014/2015 год:   заместители директора по ВР, УР, социальные педагоги, педагоги – психологи.

   9. Совершенствование структуры воспитательной работы с учащимися, имеющими различную степень умственной отсталости, направленную на формирование системы их нравственно-правовых знаний.

2014/2015 год: заместители директора по социальной работе, по ВР,  социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования.

   10. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс, использование компьютерных обучающих программ в системе учебного процесса.

Весь период: заместители директора по УР, ВР, учителя, логопеды, дефектологи.

 11. Создание внутри учреждения сети для перехода к ведению электронной школьной документации, создание единого банка данных на каждого воспитанника всеми службами, постоянный контроль  над динамикой развития детей и подростков. 

2014/2015  год: заместители директора по УР, по ВР.

   12. Создание системы мониторинга: общешкольного, дефектологического, предупредительного, фронтального, выборочного – для эффективного изучения фактического состояния работы всех систем учреждения.

2013/2014 год: заместители директора по УР и ВР.

   14. Реализация системы мониторинга: общешкольного, дефектологического, предупредительного, фронтального, выборочного – для эффективного изучения фактического состояния работы всех систем учреждения.

 

С 2014 года и на весь период: руководители структурных подразделений, педагогический коллектив.

 

Совершенствование профессионального мастерства.

 

  1. Развитие различных видов профессиональных объединений педагогов внутри образовательного учреждения  (методические объединения,

творческие микрогруппы и др.).

 

  Весь период: заместители директора по УР, ВР, председатели МО.

 2.   Организация подготовки и переподготовки специалистов для работы с определенной категорией детей через систему повышения квалификации работников образования.

           Весь период: заместители директора по УР, ВР, председатели МО.

  3.   Организация всеобуча педагогов в области коррекционной педагогики, а также повышения уровня их психологической компетенции.

            Весь период:  директор, заместители директора, председатели МО.

 4.    Создание методического банка и его постоянное пополнение:

 -    по разработке коррекционно-развивающих упражнений по каждому предмету;

 - создание картотеки специальных коррекционных упражнений по развитию высших психологических функций;

 -   создание базы данных по планированию и моделированию коррекционно-развивающих уроков.

              Весь период: учителя, дефектологи, логопеды, педагоги – психологи

 5. Подготовка педагогов к участию в новой экспериментальной и инновационной деятельности.      

              2014/2015 год:   директор, заместители  директор по УР, ВР, председатели МО.

  6.  Обобщение опыта работы педагогического коллектива, предоставление накопленного опыта на  конференциях, круглых столах, публикации, публичные выступления.

                 Весь период:  директор, заместители директора, педагоги – лидеры учреждения.   

Структурирование основных блоков педагогических подсистем

   1    Совершенствование работы блока психолого-медико-педагогической комиссии на основе диагностико-прогностического принципа.  

                    2013/2014 год:  директор,ШПМПК.

    2.   Создание службы социально-педагогической поддержки различных категорий учащихся.

                    2014/2015 год: заместители директора по УВР, социальные педагоги, воспитатели.

     3.   Разработка системы дополнительного образования.

                   2013-/2014 год: заместитель директора по ВР, педагоги дополнительного образования, специалисты, педагоги – психологи, музыкальный руководитель.

 4.     Разработка программ деятельности служб школы.

                  2014/2015 год: заместители директора по УР, ВР,  социальные педагоги, педагоги психологи, учителя.

 

Развитие внешних связей

 1.        Организация сотрудничества с общеобразовательными учреждениями города в плане использования учебных баз для обучения воспитанников трудовым начальным профессиональным навыкам.

Весь период:  директор, заместители директора.

2. Расширения связей с учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования, с целью социальной адаптации детей с проблемами развития.

Весь период:  директор, заместители директора.

 3.     Продолжение сотрудничества со спортивными учреждениями города по вопросам  оздоровления детей.

Весь период:  директор, заместители директора.

  4.          В рамках программы «Единого образовательного пространства» заключение договоров о сотрудничества с педагогическими ВУЗами, научно – исследовательскими институтами, занимающимися проблемами детей c ограниченными возможностями здоровья.

Весь период:  директор, заместители директора.

Этапы реализации “Программы развития»

Сроки исполнения

                          Наименование программы

2013-2014гг

Основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с ограниченными возможностями

 Методическая разработка для учителей начальных классов, обучающих детей с умственной отсталостью в образовательных учреждениях VIII вида. Работа содержит описание основных средств осуществления программы по обучению грамоте детей с интеллектуальными нарушениями,  подробную характеристику добукварного и букварного периодов, примерные структуры уроков по обучению чтению и письму, распределение программного материала в букварный период по годам обучения.

2013-2014гг

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа (система специальных занятий по чтению, письму, математике)

 Методическая разработка для учителей, обучающих детей с умственной отсталостью в образовательных учреждениях VIII вида.

 

2013-2014гг

Коррекционно-развивающие игры на уроках математики

 Сборник коррекционно-развивающих игр на уроках математики специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, направленных на развитие коммуникативно-речевых способностей детей, поиск эффективных форм взаимодействия друг с другом. Материал адресован педагогам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

 

2014-2015гг

Методы и приёмы работы учителя, сохраняющие здоровье воспитанников в специальном учреждении VIII вида для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Некоторые аспекты здоровьесберегающих технологий на уроках в учреждении интернатного типа (VIII вида), которые могут быть использованы в работе с детьми, как в начальной школе, так и в среднем звене.

2014-2015гг

Программа по физической культуре (адаптивная физкультура) для воспитанников  специальных учреждении VIII вида 

Данная программа содержит практический материал, разработанный автором для воспитанников с I по IX класс. В ней дается типовая схема занятия по классам, четвертям, его примерная структура. Представлены описания всех видов деятельности, применяемых на занятиях, раскрываются методы и приемы работы с детьми на занятиях. Описаны различные педагогические приемы по формированию физических умений и навыков у воспитанников с нарушением интеллекта.

2014-2015гг

Использование коррекционно-развивающих игр на уроке

Используя игровую деятельность учащихся, учитель может на каждом уроке организовать работу по развитию у детей с нарушением интеллекта отдельных психических процессов (памяти, восприятия, внимания), сформировать компоненты учебной деятельности, обучить ребенка различным стратегиям умственных действий, пробудить интерес к процессу обучения, эмоционально подкрепить изучаемый материал, развить эмоционально-волевую сферу ребенка, сформировать у ребенка положительную самооценку, создать ситуацию успеха.

 

2015-2016гг

Внедрение логопедических технологий в учебно-воспитательный процесс школы-интерната VIII вида

В основе представленного опыта – интегрированная система работы с детьми  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсам: «чтение и развитие речи» и «письмо и развитие речи» с внедрением приемов устранения нарушений письменной речи.

 

2015-2016гг

Индивидуальная и дифференцированная логопедическая коррекция в учебно-воспитательном процессе школы-интерната VIII вида

Система работы с умственно отсталыми учащимися по устранению и профилактике смешанных форм дисграфии, варианты организации логопедических занятий с учащимися 4-7 х классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида

2016-2017гг

Письменное и устное официально-деловое общение

 Предлагаемая рабочая программа поможет будущим абитуриентам преодолеть трудности общения с представителями учебных заведений в приемных комиссиях, на экзаменах, собеседованиях, а также позволит повторить сведения о правилах заполнения различных деловых

2016-2017гг

Программа по математике для воспитанников  специальных учреждении VIII вида

  Данная программа содержит практический материал, разработанный автором для воспитанников с I по IX класс. В ней дается типовая сетка занятия по классам, четвертям, его примерная структура.  Исходным принципом данной программы является системный подход, который позволяет обеспечить определенный уровень как общего развития ребенка с нарушением интеллекта, так и математическое развитие в соответствии с его возможностями.

2017-2018гг

Внедрение современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс специального коррекционного учреждения

Раскрыты основные подходы к внедрению современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс специального коррекционного учреждения. Акцентируется внимание на сбережении не только соматического здоровья детей, но и на сохранении и укреплении социально-психического здоровья,  новые технологии должны подвергаться тщательной экспертизе и базироваться на основополагающих принципах здоровьесберегающей педагогики.

 

                                 Развитие внешних связей

 1.        Организация сотрудничества с общеобразовательными учреждениями города в плане использования учебных баз для обучения воспитанников трудовым начальным профессиональным навыкам.

Весь период:  директор, заместители директора.   

2. Расширения связей с учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования, с целью социальной адаптации детей с проблемами развития.

Весь период:  директор, заместители директора.   

 3.     Продолжение сотрудничества со спортивными учреждениями города по вопросам  оздоровления детей.

Весь период:  директор, заместители директора.   

 4.          В рамках программы «Единого образовательного пространства» заключение договоров о сотрудничества с педагогическими ВУЗами, научно – исследовательскими институтами, занимающимися проблемами детей c ограниченными возможностями здоровья.

Весь период:  директор, заместители директора.  

                         Этапы реализации “Программы развития»

№ п/п

Мероприятия

Механизм реализации          

Срок   

 Участники (ответственные)

 

                               I этап – подготовительный (2014–2015 гг.)

1

Создать в ГОУ совет по написанию и реализации Программы развития           

Объединение администрации, педагогов,

 

Сентябрь-

 

 октябрь

 

 Директор,  творческая группа.

2

Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, передовой педагогический опыт на федеральном, региональном и городском уровне. Создать банк данных           

Аннотация литературы, создание базы данных

Сентябрь

 

 Заместители директора по НМР, учебной, воспитательной, социальной работе, психологи, социальные педагоги

3

Определить функциональные обязанности членов Совета по написанию и реализации

Программы развития           

 Распределение обязанностей

Сентябрь

Директор, Заместители директора по НМР, учебной, воспитательной, социальной работе, Совет по написанию Программы развития

4

Проведение общешкольного мониторинга 

 

Сбор, обработка, распространение информации, служба мониторинга 

октябрь

Заместители директора по НМР, УР, руководители структурных подразделений

5

Организовать работу по совершенствованию форм и методов психолого-педагогического мониторинга 

 

Сбор, обработка, распространение информации, служба мониторинга 

Ноябрь           

            Заместители директора по НМР, УР и ВР, психологи

6

Разработать основные идеи, задачи принципов концепции развития  школы определение этапов реализации    

 

Обсуждение проблем           

Ноябрь

Совет по написанию Программы развития, педагогический коллектив и медицинская служба

7

Организовать консалтинговую деятельность в медико-психолого-педагогическом коллективе: семинары, тренинги, практикумы и др.      

 Выбор разных форм консалтинга с педагогами, медиками, специалистами         

 Декабрь        

 Заместители директора по НМР, УР, ВР, социальной работе, психологи, социальные педагоги, медицинская служба

Выбор разных форм консалтинга с педагогами, медиками, специалистами

Декабрь           

Заместители директора по НМР, УР, ВР, социальной работе, психологи, социальные педагоги, медицинская служба

8

Совершенствовать научно-методическое обеспечение  

 

 

Изучение различных подходов и различных точек зрения научных исследований в области, медицины, психологии, педагогики    

В течение года

Директор, Совет по реализации программы

9

Установить новый уровень взаимодействия с ближайшим окружением, социумом воспитанников учреждения   

 

программы

Взаимодействие на разных уровнях         

Ноябрь           

Директор, заместитель директора по социальной работе, Совет по реализации

10

Изучить факторы, положительно или отрицательно влияющие на социально-психологический климат           

 

Проведение анкетирования и тренингов   

Декабрь           

Психологи, социальные педагоги

11

Подготовить пакет нормативно-правовых документов   

 

Создание картотеки нормативно-правовых документов   

           

В течение года    

Директор, заместители директора по НМР, УР, ВР, социальной работе

12

 Продолжить работу учреждения в экспериментальном режиме по теме “ «Обеспечение условий позитивной социализации и интеграции в общество воспитанников специальной (коррекционной) школы – интерната 8 вида» 

Опытно-экспериментальная деятельность

В течение года    

Заместитель директора по НМР, группа педагогов-исследователей

13

Провести ознакомительную работу педагогического коллектива с  комплексной коррекционно – реабилитационной программы для детей и подростков с нарушением интеллекта по формированию устойчивых социальных умений и навыков для адаптации к открытой среде и развитию социально – коммуникативных связей в условиях специального учреждения VIII вида. 

Отработка новых направлений в оздоровлении и социализации воспитанников          

Сентябрь           

 

14

Пересмотреть распорядок дня  с учетом здоровьесберегающих технологий    

Изменения в распорядке           

Сентябрь           

Заместители директора по УР, ВР

15

Изучить интересы воспитанников по расширению дополнительного образования  

Анкетирование, беседы           

Октябрь           

Директор, заместители директора по НМР, УР, ВР психологи

16

16       

 Усовершенствовать критерии отслеживания труда педагогов, специалистов, медицинских работников    

Определение параметров, подбор диагностической литературы   

Ноябрь           

Заместители директора по НМР, УР,ВР, социальной, председатели МО

17

Создать в школе – интернате  диагностическую службу

Утверждение положения о диагностической службе           

Декабрь

Директор, Совет по реализации Программы развития, психологи

18

Изучить экологическую и экономическую обстановку в городе, выявить возможности учреждений образования и здравоохранения в решении вопросов укрепления здоровья детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Встречи на разных уровнях           

В течение года

Директор, Совет по реализации Программы развития

19

Провести анализ подготовительного этап

Написание отчета, выявление

Ноябрь           

Совет по написанию и реализации Программы развития

20

Организация работы обучающего семинара «Школа дефектологических знаний» по изучению методики работы по обучению и воспитанию  детей с нарушением интеллекта    

Получение знаний педагогическим коллективом и нового опыта работы

В течение всего периода           

Заместители директора по НМР, УР, ВР, председатели МО

                                              II этап – основной (2015–2017 гг.)

1

Разработать систему контрольно-диагностической работы с целью индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы  (дефектологический мониторинг)  

Подбор диагностических методик         

  октябрь

Диагностическая служба

2

Разработать план-программу внедрения нового содержания по совершенствованию модели взаимодействия медико-психолого-педагогического коллектива по реализации комплексной коррекционно – реабилитационной программы для детей и подростков с нарушением интеллекта по формированию устойчивых социальных умений и навыков для адаптации к открытой среде и развитию социально – коммуникативных связей в условиях специального учреждения VIII вида. 

Прогноз на основе соотнесения полученных и запланированных результатов

  До декабря           

Директор, заместители директора по НМР,  УР, ВР, Совет по реализации Программы развития

3

Закрепить положительные результаты опытно-экспериментальной работы, определить перспективы совершенствования и развития образовательного коррекционного учреждения и перейти к заключительному III этапу экспериментальной работы           

Критерии оценок по экспериментальной деятельности

сентябрь

Заместитель директора по НМР, творческая группа педагогов-исследователей

4

Совершенствовать систему взаимодействия с  социальными партнерами   

Заключение договоров на сотрудничество

  В течение года    

Директор

5

Внедрить опыт работы коллег города:

 

 * Механизмы и условия социализации личности воспитанника школы – интерната VIII вида.

 

 * Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. Социальная защита детей-инвалидов. Правовые и законодательные акты.

 

 * Влияние здоровьесберегающих технологий на успешность обучения  воспитанников школы – интерната VIII вида.

 

 *Технологии социальной работы с детьми с проблемами развития в современных условиях. Социальная реабилитация детей с нарушением интеллекта, как основа социальной работы.          

 

  В течение года    

Заместители директора по НМР, УР, ВР, социальной работе, психологи, председатели МО

6

Включить родителей в совместную коррекционно- реабилитационную деятельность 

 Создание родительского Университета “Будущее ваших детей в ваших руках”

  ноябрь         

 Совет по реализации Программы развития, медицинская служба

 

Создание родительского Университета “Будущее ваших детей в ваших руках

ноябрь

Совет по реализации Программы развития, медицинская служба

7

Внедрить в практику работы образовательного учреждения новые оздоровительные, образовательные и воспитательные технологии и методик

Создание банка данных технологий и методик           

  В течение года    

Заместители директора по НМР, УР, ВР, социальной работе, психологи, председатели МО, медицинская служба

8

Разработать план-программу курсов повышения квалификации для педагогов учреждений            

 Составление плана программы    

  декабрь        

 Директор,   Заместители директора по НМР, УР, ВР, социальной работе, Совет по реализации Программы развития

 

Составление плана программы    

декабрь

 

9

Подготовить к презентации адаптированные программы (см название программ и сроки реализации в  «Структурирование основных блоков педагогических подсистем» пункт 4)

Написание программ           

 

  Заместители директора по НМР, УР, ВР, социальной работе, председатели МО

10

Создать попечительский совет в школе

 

Уход от ведомственных показателей в оценке образования к социально-экономическим. Разработка положения

январь

Директор

11

Создать положительную мотивацию у субъектов учебно-воспитательного процесса в поддержании и укреплении здоровья, создание психологически комфортных условий для всех участников образовательного процесса.       

Подбор диагностических материалов   

           

 

Заместитель директора по НМР, председатели МО, психологи

12

Продолжить и обогащать предметно-развивающую среду и изменять ее в зависимости от возможностей и потребностей  участников образовательного процесса (детский коллектив и педагогический коллектив).    

 Изменения в предметно-развивающей среде  

  В течение года        

 Директор,  Заместители директора по НМР, УР, ВР, социальной работе, председатели МО, педагоги, медицинская служба

 

 

 

 

13

13       

 Подготовить материалы по обобщению опыта работы образовательного учреждения на окружном уровне     

 Написание и издание статей в  сборнике из опыта работы педагогического коллектива школы – интерната № 80        

 Апрель         

 Директор, Заместители директора по НМР, УР, ВР, социальной работе, председатели МО

 

 

 

14

Анализ основного этапа реализации Программы развития        

 Аналитические отчеты           

 май    

 Директор, Совет по реализации Программы развития

 

 

 

 

15

15       

 Внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических комплексов   

 Программное обеспечение учебно – воспитательного процесса        

 В течение года         

 Администрация, педагогический коллектив

 

 

 

16

Обновление библиотечного фонда спецучебниками и литературой  

Новый книжный фонд           

В течение года

библиотекарь

17

Реализация проекта «Портфолио» воспитанника

Создание портфолио на каждого воспитанника

В течение года

Педагогический коллектив

18

Внедрение в образовательный процесс информационных технологий в специальном образовании  

Укрепление материальной базы образовательного процесса

В течение года    

Администрация, педагогический коллектив

19

Комплектование спортивного зала и кабинета ЛФК спортивными снарядами, тренажёрами 

 

 

Директор, учитель физкультуры, инструктор по физкультуре

20

Создание творческих групп учителей и воспитателей

 

 

Директор, заместители директора по УР, ВР

 

III этап – заключительный (2017-2018 гг.)

 

1

Анализ результатов медико-психолого-педагогического (дефектологического) мониторинга 

Итоги мониторинга, аналитическая справка                      

Сентябрь, январь, май           

Диагностическая служба

2

2         

 Анализ результатов общешкольного мониторинга           

 Итоги мониторинга, аналитическая справка        

 Сентябрь, январь, май        

 Диагностическая служба

Итоги мониторинга, аналитическая справка                      

Сентябрь, январь, май           

Диагностическая служба

3

Анализ работы группы педагогов-экспериментаторов, диагностическая служба.

 

 Выработка моделей включения  учреждения в формирование городской образовательной политики на этапе новой экспериментальной площадки           

Итоги, рекомендации, заявка на новую экспериментальную деятельность учреждения   

  сентябрь

Директор, заместители директора  по УР,ВР, председатели МО, научный руководитель, руководитель диагностической службы

4

Соотнесение результатов работы учреждения с 2012 г. по 2014 г. с конечными результатами, целями, задачами. Корректировка содержания оздоровления, коррекции, воспитания и обучения детей родителей в условиях специального коррекционного) учреждения VIII вида        

 

Анализ деятельности медико-психолого-педагогического коллектива в режиме реализации Программы развития           

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО Совет по реализации Программы развития

5

Оценка деятельности медико-психолого-педагогического коллектива школы – интерната № 1 по всем направлениям развития:

 управление;

 содержание образования;

 кадровое;

 социально-психологический климат;

 материально-техническое;

 научно-методическое;

 финансовое;

 взаимодействие с социумом

Анализ результатов работы школы – интерната № 1

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО педагогический коллектив

6

 Дальнейшая модернизация образовательного учреждения   

           

Эффектив-ность ведения групп постинтернат-ной адаптации выпускников

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО

7

Выработка технологического пакета документов по приоритетным направлениям           

председатели МО, медицинская служба

Подготовка пакета документов для распространения опыта

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО

8

Распространение опыта работы учреждения  на окружном и городском уровнях         

Статьи, рекомендации

 

Совет по реализации Программы развития

9

Определение перспективы дальнейшего развития школы – интерната № 80     

 

Разработка следующих этапов развития образовательного учреждения

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО

10

Создание веб-страниц и персональных сайтов педагогами с целью обмена информациями         

 

Использование ИКТ технологий педагогическим коллективом

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО

11

Оснащение классов-групп компьютерной техникой      

 

Использование ИКТ технологий педагогическим коллективом

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО

12

Обмен опытом работы через открытые уроки по использованию новых технологий    

 

Использование ИКТ технологий педагогичес-ким коллекти- вом           

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО

13

Создание программы индивидуального маршрута развития ребёнка      

Наличие индивидуальных маршрутов развития

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО

14

Разработка и реализация  программы «Семья».

Наличие программы

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО

15

Внедрение в учебно-воспитательный процесс проектной деятельности      

 

Использование в работе педагогического коллектива проектной деятельности

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО

16

Приобретение ноутбуков для  организации учебно-воспитательного процесса  

 

Использование ИКТ технологий педагогическим коллективом

 

Директор, администрация

17

Составление и регулирование расписания уроков  комплексной коррекционно – реабилитационной программы для детей и подростков с нарушением интеллекта по формированию устойчивых социальных умений и навыков для адаптации к открытой среде и развитию социально – коммуникативных связей в условиях специального

Вариант расписания с учетом реабилитационно – коррекционной программы    

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО

18

Комплектование   мастерских новым оборудованием и инструментами         

 

Совершенствование и обновление материальной базы учреждения в соответствии с экономическими условиями производст    

 

           

 Директор, администрация

19

Заключение договора с образовательными учреждениями города  о предпрофильной  подготовке воспитанников          

Расширение социальных контактов с открытой средой   

           

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО

20

Подготовка и оформление кабинета педагога-психолога «Доверие»     

 

 

Индивидуа-лизация психолого – педагогичес-кой работы с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации.

 

 

Заместители директора поУР, ВР,председатели МО

 

VI. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.Обновление содержания образования  детей с нарушениями интеллекта в специальном (коррекционном) учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (VIII вида):

 -   освоение новых коррекционных технологий;

 -   обучение и воспитание детей с нарушением развития;

 -    использование в работе коррекционно-развивающих технологий;

 -   овладение методами преподавания различных предметов с использова-нием компьютерных технологий.

 2.Оптимизация воспитательной работы:

 -     через воспитательную систему;

 -    организация социально-психологической реабилитации выпускников;

 -    формирование у воспитанников способности работать самостоятельно как при выполнении учебного задания, так и общественных поручений;

 -    выход на модель выпускника;

 -   реализация мер по оздоровлению детей-инвалидов.

3. Кадровое обеспечение программы через формирование команды единомышленников:

 -    обучение начинающих и молодых педагогов приёмам работы с детьми с ОВЗ на семинарских занятиях «Школа дефектологических знаний»;

 -   освоение новых технологий в учебно-воспитательном процессе;

 -   непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогов;

 -    обеспечение оптимальной нагрузки учителей и воспитателей с учётом их профессиональной нагрузки;

 -   моральное  и материальное поощрение сотрудников;

 -   обобщение опыта работы педагога в  учреждении, округе, городе, стране;

 -   увеличение финансирования через бюджетное поступление, обеспечение выполнения сметы расходов школы-интерната;

-   поступление денежных средств от спонсоров.

 4. Обеспечение качественного,  эффективного и  доступного образования.

 5.Мониторинг оценки результативности, качества образования и воспитания.

 6. Создание единой коррекционно - развивающей среды, способствующей интеллектуальному, духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребёнка с ОВЗ.

 7.Повышение уровня коррекционно-образовательного процесса за счёт внедрения новых программ и инновационных технологий в процессе обучения и воспитания.

 8. Повышение профессиональной компетенции педагогов.

9.Укрепление здоровья воспитанников  и приобщение их к здоровому образу жизни.

 10. Воспитание выпускников востребованных в современном обществе, социально устойчивых и законопослушных.

 

 

Приказ «О переименовании Программы развития Учреждения» №2 от 13.01.2017

Приказ «О переименовании Программы развития Учреждения» №82 от 17.11.2015