Анализ работы школы за 2012-2013 учебный год

АНАЛИЗ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ ШКОЛЫ

за 2012-2013 учебный год.

Цель анализа:  выявить педагогические проблемы для нового учебного года на основе сравнения реального состояния педагогического процесса с прогнозируемым.

Задачи, стоявшие перед педагогическим коллективом в истекшем учебном году:

  • Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов с активным использованием  здоровье сберегающих и проектных технологий;
  • Сформировать у учащихся действенные и системные знания на уровне обязательного минимума подготовки по предметам;
  • Формировать у учащихся применять полученные знания  на практике, в творческих условиях;
  • Продолжить работу по диагностике (отслеживать динамику развития, фиксирующую уровень обученности учащихся на каждом этапе школьного обучения);
  • Отработать наиболее эффективные методы и приёмы работы с родителями учащихся;
  • Совершенствовать систему внеурочной деятельности.

 

АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ.

РАБОТА ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ В ИСТЕКШЕМ УЧЕБНОМ ГОДУ БЫЛА НАПРАВЛЕНА НА РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ.

Рассмотрим параметры статистики за три года:

 

 

2010-2011

 

2011-2012

2012-2013

человек

%

человек

%

человек

%

 

 ВСЕГО:                    В 1 – 4 ых классах

60

50,4

51

43

49

41

 

                                  В 5 - 9 ых классах

59

49,6

74

57

70

59

 

Не аттестовано учащихся по итогам года:

 

 

 

 

 

 

 

                                  В 1 – 4 ых классах

4

6,7

4

9

3

6

 

                                  В 5 - 9 ых классах

2

3,3

-

-

4

6

 

ЗАКОНЧИЛИ учебный год

 

 

 

 

 

 

 

          На отлично, с оценкой «5»

11

9

7

6

-

-

 

          На хорошо, с оценкой «5»-«4»

48

40

54

43

45

38

 

С оценкой «3» по одному предмету

7

6

10

8

12

10

В результате анализа выявлено, что недостаточно осуществляется работа с родителями и учащимися,  склонными к бродяжничеству и асоциальному поведению (не аттестованы учащиеся в старших по причине непосещения учебных занятий в течении уч.года, в истекшем учебном году это следующие ученики: Мустафаев Салам 7 класс, Мустафаева Диана 6б класс,  Писарева Юлия 8 класс, Гумарова Альбина 9 класс.

В начальных классах не аттестованы учащиеся Ефремова А. и Алексаненков Д. – по причине неусвоения программного материала.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Классным руководителям  Маряшиной Н.М. и Барсенковой М.А. до сентября 2012 года решить вопрос с родителями учащихся, с органами опеки о возвращении детей в школу. О результатах проделанной работы доложить на первом августовском педагогическом совете.
  •  Классному руководителю 1 класса Тарасовой Н.В. подготовить все необходимые документы и провести соответствующую работу с родителями учащихся (Ефремовой Н. и Алексаненкова Д) на консультацию в ЦПМПК.
  • Заместителю директора по УВР Бондарюк Т.В. проконтролировать работу по определению образовательного маршруту данных учащихся.

В истекшем учебном году в школе обучалось :

- 24 ребёнка – инвалида;

- 13 детей, находящихся под опекой.

 

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА.

Цель : проанализировать результативность и эффективность выполнения  учебного плана.

 

Учебный план школы был составлен на основании Базисного учебного плана (приказ МОРФ №29/2065-п от 10.04.02года).  при этом соблюдалась преемственность между ступенями обучения  и классами, сбалансированность между предметными циклами. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимой нормы. Календарно-тематическое планирование по каждому предмету учебного плана осуществлялось в соответствии с требованиями программы.

  Школа работала в режиме шестидневной рабочей недели, 1-ый и 2-ой классы в режиме пятидневной рабочей недели.  Было укомплектовано 11 классов, 8 воспитанников обучалось на индивидуальном обучении на дому.

ü  Пеклин Антон

ü  Григорьева Евгения

ü  Киселёв Георгий

ü  Сухарева Виктория

ü  Котенков Валерий

ü  Сатулла Анна

ü  Фотиева Светлана

ü  Рябова Елизавета

Для данных учащихся был разработан учебный план  на основании Постановления Правительства Астраханской области от 21.07.2006г. за №240-П.

     В течение 2-ух недель в школе по приказу был объявлен карантин по гриппу, обучающиеся были распущены и обучение не проводилось. В связи с этим были пересмотрены и откорректированы календарно-тематические планы по всем предметам. В результате проделанной работы базовый компонент учебного плана и региональный компонент учебного плана  выполнены, отставания в прохождении учебного материала нет.

 Записи в классных журналах соответствуют календарно-тематическому планированию по каждому предмету и соответственно тарификационной нагрузке каждого педагога.

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ  за три года:

 

2010-2011

2011-2012

2012-2013

47%

50%

51%

 

Из полученных данных наблюдается динамика роста обученности учащихся. В каждом классе есть учащиеся, успешно справляющиеся с требованиями программного материала.

Однако есть дети, остро нуждающиеся в определении индивидуального маршрута обучения по ряду причин: ослабленного здоровья, некоторых патологий и т.д.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

В результате анализа календарно-тематического планирования по каждому предмету, анализа проверки классных  журналов, анализа планов работы классных руководителей выявилось, что:

  • Количество контрольных работ по предметам соответствует требуемым программным нормам;
  • Экскурсии, которые предусмотрены программой обучения и запланированные в календарно-тематических планах педагогов по предметам проведены и зафиксированы в классных журналах;
  • Проведено большое количество экскурсий по проектной деятельности в каждом классе, много экскурсий проведено по планам классных руководителей, каждая экскурсия отображена в Портфолио класса.
  • В старших классах проведено достаточное количество экскурсий по профориентационной  работе.

Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в 2012-2013 учебном году явились:

  • Выполнение всеобуча.

Систематически поверялись классные журналы, рабочие и контрольные тетради учащихся, календарно-тематические и поурочные планы педаогов, проводились административные и диагностические контрольные работы , посещались уроки и внеклассные занятия с их последующим анализом.

  • Качество ЗУН.

Систематически осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого было отслеживание и анализ качества обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления причины. Мониторинг проводился в форме:

  • Стартового контроля
  • Промежуточного контроля
  • Итогового контроля

По итогам данной работы выявлены следующие результаты:

  1. Техника чтения:

 

Учебные годы

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

2010-2011

28%

48%

24%

2011-2012

31%

48%

21%

2012-2013

33%

51%

16%

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Продолжить проведение уроков-контроля с целью изучения динамики развития техники чтения воспитанников;
  • Продолжить работу по формированию устойчивого интереса к чтению художественной литературы, с этой целью  еженедельно проводить библиотечные часы, два раза в год конкурсы чтецов, конкурсы инсценированного рассказа, стихотворения, проводить праздники, посвящённые знаменательным датам. 

 

 

  1. По итогам административных  контрольных работ по письму  и математике:

 

Административные контрольные работы по письму и математике были проведены в конце учебного года с целью выявления уровня качества ЗУН у учащихся по определённым наиболее значимым темам программы,  для успешного планирования работы на следующий учебный год.

   Административные контрольные работы были выполнены 94% учащихся, 6% учащихся работы не выполнили по различным причинам (находились на лечении в стационаре – Неприна Е.(6б класс), Алексаненков Д.(1 класс),  находились в розыске –  Мустафаева Д.(6б класс), Мустафаев С. (7 класс), Писарева Ю. (8 класс), Гумарова А. (9 класс).

    В результате анализа выполненных работ выявлено:

  • Программный материал успешно усвоен - 98% учащимися
  •  Не усвоили в полном объёме программный материал (Ефремова А., 1 кл., Мажитова Д.. 2 кл) – 2%

Наибольшее количество ошибок при письме было допущено  на правописание безударных гласных, на правописание  существительных женского и мужского рода с шипящей на конце, по теме «Глагол».

По математике -  ошибки на вычитание и сложение чисел, действия с дробями.

    По результатам административных контрольных работ  уровень ЗУН составляет: 

  • По письму – 73%
  • По математике – 68%

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

v  Педагогам при планировании работы на следующий учебный год учесть все рекомендации, полученные в результате анализа выполненных административных контрольных работ;

v  Заместителю директора по УВР провести административный  срез ЗУН по письму и математике в декабре 2013года.

 

  1. Качество ведения школьной документации.

Ежемесячно, по ранее составленному плану проверялись классные журналы, ученические тетради (для классных и контрольных работ), календарно тематические планы педагогов,  планы воспитательной работы классных руководителей,  личные дела воспитанников, поурочные планы учителей и воспитателей, дневники наблюдений педагогов за воспитанниками.

 По результатам данных проверок были написаны справки и проведены совещания на уровне зам директоров по УВР и ВР.

  На конец учебного года вся документация принята у педагогов, оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями. 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

v   При оформлении классных журналов не допускать различного вида исправлений, заполнять журнал пастой одного (синего) цвета, правильно записывать дату проведения урока (римскими цифрами).

 

АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ.

 

Цель анализа:  определение уровня продуктивности методической  работы МО и её роли в процессе  совершенствования  уровня педагогического мастерства учителей и воспитателей, их эрудиции и компетентности в области предмета.

 МО педагогов школы работали по своим разработанным планам.

За истекший учебный год каждый педагог был вовлечён в методическую работу школы: участвовал в работе педагогических советов, в заседаниях МО по своему профилю работы, участвовал в предметных неделях, в областном семинаре для специалистов СКОУ,  в открытых мероприятиях на область.

         МО учителей трудового обучения проведена серия открытых мастер-классов для слушателей курсов повышения квалификации при  АИПКП, была организована и проведена Ярмарка детского творчества, были организованы выставки работ учащихся, на высоком профессиональном уровне проведена предметная неделя, где были названы учащиеся лучшие по профессии. В конце учебного года педагоги Кирюхин В.А. и Каргина О.В. продемонстрировали наработанный материал по проектной деятельности,  в которую были активно вовлечены учащиеся 9  и 8 классов.  За истекший учебный год педагоги этого объединения: Кирюхин В.А., Каргина О.В., Шишкина М.А. , Барсенкова М.А., Вольных Т.Ф. – повысили свой профессиональный уровень и защитились на высшую и первую квалификационную категорию. В конце учебного года было поведено итоговое заседание , на котором сделан анализ работы и составлен план работы на следующий учебный год.

     МО учителей начальных классов приняли активное участие в работе областного семинара для специалистов СКОУ, педагогами этого объединения проводилась большая работа по наставничеству для Астраханского социального колледжа, для студентов данного учебного заведения были даны серии открытых уроков и внеклассных занятий, составлены рекомендации,  были показаны открытые занятия по проектной деятельности, собран богатый методический материал, в настоящее время находится в печати и будет распространён среди педагогов СКОУ, была проведена предметная неделя с привлечением  родителей .  Педагоги – Смагина А.В. , Чурбакова Л.Н., Глушенкова В.П,, прошли успешно аттестацию и получили высшую категорию. На последнем заседании МО был сделан анализ и  намечен план работы на следующий учебный год.

    МО учителей - предметников приняли активное участие в работе областного семинара для специалистов СКОУ,  педагогами были проведены предметные недели по всем предметам (письму, чтению, математике, биологии и т.д.), сделаны выставки  работ учащихся, проведены конкурсы чтецов, конкурсы на лучшую тетрадь и работу. Педагог – Баранова М.Г. успешно прошла аттестацию и защитилась на высшую категорию.

   МО воспитателей и классных руководителей в течение всего учебного года работали сообща по единому плану, что положительно повлияло на работу школы, так как были эффективно решены все поставленные задачи и наблюдалась положительная динамика развития учащихся. Были проведены на высоком профессиональном уровне внешкольные мероприятия, с выходом на область,  в каждом классе разработано и создано портфолио, в котором отслеживается вся жизнь классного коллектива , было организовано и проведено много экскурсий на природу, к памятникам зодчества и архитектуры, в театры и кино, в музеи, что отразилось на росте воспитанности учащихся. В течение учебного года были даны открытые самоподготовки как для педагогов школы, так и для слушателей курсов повышения квалификации при АИПКП,  открытые классные часы, систематически проводились родительские собрания, велась работа с родительским активом, была проведена большая работа по привлечению в школу спонсоров (1кл.- куплена новая мебель, 2кл.- куплен шкаф, 3 кл. – куплены средства для личной гигиены учащихся, 6б кл.- приобретена ткань для нужд школы, 8кл.- сделан ремонт в классе: вставлены окна нового поколения, приобретены шкафы, 9кл. – сделан косметический ремонт в классе). В течение всего учебного года проводились тематические линейки по памятным датам.

 

РАБОТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

   Цель: Направить воспитательную работу в школе в помощь учащимся в выборе профессии, выявлять

   наклонности и профессиональную направленность учащихся. Расширять кругозор

   учащихся о профессиях, развивать интерес к выбору профессии учащихся школы.

 

 №

         Мероприятия

 Класс

Дата

  Ответственные

1

Знакомство с кружками и секциями школы и вне школы

 1-9

сентябрь

Кл.рук.

2

Обновление и пополнение стенда по профориентации

 8-9

сентябрь

Кл.рук.

3

Классные часы по теме: «Профессии моих родителей»

 5-9

октябрь

Кл.рук.

 

4

Подготовить материалы анкетирования учащихся 9-х

классов по вопросам профориентации.

9

ноябрь-

март

Психолог, зам.директора по воспитательной работе

5

Оформление выставки книг по различным профессиям

 

декабрь-

январь

Зав.библиотекой

6

Работа среди родителей

9

январь-

апрель

Психолог,

зам. директора по воспитательной работе

7

Презентация специальностей (выступление представителей различных учебных заведений области)

 

9

декабрь-

февраль

зам.директора по воспитательной работе

 

8

Конкурс творческих работ профориентационной направленности

5-9

февраль

Учителя технологий, педагог-организатор.

 

9

Выставки «Мир твоего увлечения»

Работы учащихся «Сделай сам».

4-9

март

Учителя технологий, педагог-организатор.

 

10

Кл.часы по профориентации.

Рекомендуемая тематика:

  « Всем профессиям - почёт»

  «От лени болеют, от труда здоровеют»

  «Все профессии нужны, все профессии важны»

  «Все  работы хороши!»

    «Истинное сокровище для людей - умение трудиться»

  «Страна профессий»

  «Ярмарка вакансий»

 

1-9

В течении

года

Кл.рук.

11

 Встреча с выпускниками школы, обучающимися в учебных заведениях области

8-9

апрель

Зам.директора по ВР

Кл.рук.

12

Экскурсии на предприятия района

8-9

Март-май

Кл.рук.

13

Справочно-информационные консультации по вопросам профориентации

8-9

В теч.года

Психолог, зав.библиотекой

14

Посещение учебных заведений (профтехучилищ-партнеров)

8-9

В теч.года

Кл.рук. Зам.директора по ВР

 

15

Школьный конкурс «Защита профессий»

                                                              

5-9

апрель

Педагог-организатор

Кл.рук.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

v   Уделять больше внимания профпросвещению родителей учащихся.

v   Организовать психолого-педагогический родительский всеобуч, с целью увеличить количество выпускников, решивших продолжить профессиональное обучение.

Анализ работы Совета профилактики

 2012-2013 учебном году  в ГБСКОУ АО «СКОШИ №1 VIII вида» работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних учащихся была направлена на выполнение цели – предупреждение противоправного поведения учащихся ГБСКОУ АО «СКОШИ №1 VIII вида», профилактика курения и пьянства, употребления токсических и наркотических веществ, профилактика травматизма, аморального поведения родителей и учащихся, активация воспитательной помощи родителей.

В состав Совета профилактики  входят: заместитель директора по воспитательной работе Кириллова О.П., заместитель директора по УВР Бондарюк Т.В., педагог-организатор Маряшина Н.М., инспектор ПДН Ермуханова Э.И., мед.работник Кирьянова Е.П., председатель школьного родительского комитета Сатула О.В.

Выполнению заданной цели  способствовали мероприятия, направленные на решение следующих задач:

1.     Социально-педагогическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

2.     Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков.

3.     Совместная работа с социальными партнерами. 

Социальная работа в школе проводилась в следующих формах: 

1.     Работа с учащимися;

2.     Работа с родителями;

3.     Работа с классными руководителями

 

С начала 2011 учебного года проведено 4  заседания  Совета профилактики, в ходе которых   рассматривались вопросы по оптимизации  воспитательной профилактической работы, велась индивидуальная профилактическая работа с учащимися и их родителями. На каждое заседания приглашались родители учащихся, которые нарушают дисциплину, пропускают занятия без уважительных причин.  Между заседаниями Совет профилактики не прекращает работу.   В течение учебного года посещались семьи

- опекаемых детей:

 Паненкова Анжела

Паненкова Люба

Паненков Андрей

Михалева Валя

Усванов Владимир

Попов Евгений

Филиппенко Люба

Анохин Александр

Бекмуратов Вячеслав

Зарбалиев Алексей

Гейбетуллаева Ангелина

Жаров Андрей

Ворсин Анатолий;

 

и детей, стоящих на внутришкольном учете:

Цветкова Виктория

Писарева Юлия

Ниязов Рамис

Науменков Анатолий

Князев Иван

Попов Дмитрий

Мустафаев Салам

Мустафаева Диана

Неприна Екатерина

Гарифуллин Роман

Куклин Сергей

Шарипов Замир

Тимченко Максим

Зарбалиев Алексей

Федуров Михаил.

 

В рамках выполнения этих задач в школе было проведено:

  • Организована досуговая занятость, разнообразная творческая деятельность учащихся во внеурочное время.
  • Проводилась работа с родителями: родительские собрания, посещение на дому.
  • В каникулярное время работа школы также была организована, в каникулы проводились соревнования, культ походы в музеи, организованы прогулки в парки и др.
  • проводилась работа с детьми девиантного поведения: составлен банк данных детей, требующих особого педагогического внимания, семей, состоящих на учете в школе и ПДН, с учащимися проводились индивидуальные беседы.

В 2011/2012 учебном году на учете в ПДН состояли  3 человека. Профилактическая работа с детьми:

  • Постоянный контроль успеваемости и посещаемости в школе;
  • Вовлечение подростка в воспитательные мероприятия класса и школы;
  • Организация досуга и занятости ребенка.
  • Профилактические беседы с учащимися, его родителями ( классный руководитель,  администрация школы)
  • Совет профилактики.

 Состоящих на внутришкольном учете на начало года  - 15, на конец года - 11 человек.

Они вызывались на административный совет и совет профилактики правонарушений, с ними также велась индивидуальная работа администрацией школы и инспектором ПДН, проводились малые пед. советы по обсуждению проблем этих детей и др. 

Опекаемых в прошедшем учебном году - 13 человек. Они посещались по месту жительства. Посещения проводилось с целью выяснения ситуации в семье и выполнение своих обязанностей опекунами.

 C целью профилактики беспризорности,  правонарушений, наркомании и алкоголизма в течение учебного года проводились  встречи с инспектором по делам несовершеннолетних; классные часы и беседы по соответствующей тематике; изучение правовых норм на уроках обществознания, проведение профилактических бесед на воспитательских часах о вреде курения, наркомании и алкоголизма на уроках биологии, по профилактике дорожно-транспортных нарушений; оформление стендов по пожарной безопасности, дорожной грамотности, проводились конкурсы творческих работ о вреде курения, алкоголизма, наркомании. Также были организованы экскурсии в областное УВД и «Центр временного содержания несовершеннолетних преступников»

Показателями результативности работы по профилактике правонарушений считаем: 

1.     Снижение количества правонарушений, совершаемых учащимися школы в  урочное время; 

2.     Уменьшение количества конфликтных ситуаций в школьном коллективе;

3.     Обеспечена опека и попечительство, разрешены проблемы социальной жизни опекаемых детей;

4.     Увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы и решение поставленных проблем;

5.     Снижение количества детей, состоящих на внутришкольном учете за счёт эффективной социально-педагогической работы;

6.     Снижение количества необоснованных пропусков учащихся в результате введения новой системы контроля посещаемости.

7. Полностью решена проблема курения и сквернословия в школе.

Однако осталась серьезная проблема по увеличению количества правонарушений, совершаемых воспитанниками школы-интерната во внеурочное время вне пределов школы и чаще всего в каникулярное время.

 В следующем учебном году Совет профилактики продолжит свою работу  по объединению усилий педагогического, ученического коллективов, родительской общественной службы школы в создании единой системы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе. Продолжит координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками.

 

Работа психологической службы

 

Основные задачи в работе психологической службы являются:

- участие в создании эффективной системы обучения и воспитания на основе концепции и модели выпускника специализированной коррекционной школы-интерната через взаимодействие учащихся, педагогов, родителей, администрации;

- развитие склонностей и способностей детей; изучение особенностей их психологического развития, определение причин нарушения личности, профилактика подобных нарушений и коррекция причин нарушений.

  Диагностическая, коррекционная, консультативная, развивающая деятельность психологической службы школы проводится в целях оснащения личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников и для формирования здоровье сберегающей среды в школе, основы качественного обучения и воспитания, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку; социально-психологическая реабилитация детей и подростков с отклонением в умственном развитии.

  Основная деятельность осуществлялась по направлениям:

психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, консультирование и просвещение.

1.Психодиагностика.

- Психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода школьного обучения;

- выявление индивидуальных особенностей обучения;

- определение причин нарушений личности.

  Для реализации этих задач обследовались учащиеся с целью определения хода их психологического развития, соответствия возрастным нормам. Диагностировались психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушений поведения.

  В этих целях постоянно изучались личные дела учащихся, их дневники наблюдений. Проводилось обследование вновь прибывших детей. Диагностировались их психофизические возможности. Выборочно исследовались психические процессы и личностные качества учащихся 3,4,5,6,7,8 классов. Велась плановая диагностическая работа по изучению личностных качеств и возможностей критических возрастов -1,4, 7, 9 классов. На основе исследовательских данных заполнялись психологические карты развития учащихся, прослеживалась динамика в их развитии.

   Динамика развития познавательной сферы учащихся

Показатели

Начало года

Конец года

1 звено (начальная школа)

Высокий уровень

0%

20%

Средний уровень

60%

75%

Низкий уровень

40%

5%

2 звено (средняя школа)

Высокий уровень

0%

25%

Средний уровень

60%

70%

Низкий уровень

40%

5%

3 звено (старшая школа)                                      

Высокий уровень

7%

21%

Средний уровень

60%

72%

Низкий уровень

33%

7%

В результате наблюдается положительная динамика в развитии познавательной сферы учащихся с ОВЗ. Школьная мотивация у них повышается. Познавательная активность развивается. Деятельность целенаправленная. Интерес устойчивый. Они добиваются успехов в учебе.

  Динамика развития эмоционально-волевой сферы учащихся.

Показатели

Начало года

Конец года

1 звено

 

 

Высокий уровень

0%

15%

Средний уровень

70%

80%

Низкий уровень

30%

5%

2 звено

 

 

Высокий уровень

20%

30%

Средний уровень

50%

65%

Низкий уровень

30%

5%

3 звено

 

 

Высокий уровень

30%

40%

Средний уровень

55%

60%

Низкий уровень

15%

0%

 Наблюдается положительная динамика в развитии личностных ресурсов учащихся. У них развивается толерантность, самооценка становится адекватной, снижаются показатели нарушений в личностной сфере и развиваются показатели индивидуально-психологических особенностей.

  В работе с учащимися составлялись графические карты развития психофизических возможностей учащихся. Намечался план коррекционной работы с каждым учеником. В дневниках наблюдений делались записи о психологическом обследовании учащихся. Педагогам давались рекомендации по коррекции и развитию личностных качеств учащихся.

  Группа детей, имеющих статус «ребенок-инвалид» посещали занятия по «Иппотерапии» и «Канистерапии» в эколого-биологическом центре.

Особенности развития познавательной сферы учащихся.

Показатели

Начало года (средний уровень)

Конец года (средний уровень)

Мелкая моторика

35%

89%

Крупная моторика

41%

87%

Восприятие

35%

83%

Внимание

37%

82%

Мышление

33%

87%

Память

335

86%

Речь

34%

78%

 Наблюдается положительная динамика в развитии познавательной сферы у данной сферы детей. Они стали активными на занятиях, научились ставить цели и их достигать. У них повысился уровень работоспособности, улучшилось эмоциональное самочувствие, появились успехи в учебе.

Особенности в развитии эмоционально-волевой сферы учащихся.

Показатели

Начало года

Конец года

Тревожность

70%

10%

Раздражительность

87%

10%

Гиперактивность

78%

10%

Саморегуляция

47%

95%

Фактор конфликтности

45%

0%

 В результате занятий по «Иппотерапии» и «Канистерапии» у данной группы детей снизилась тревожность, раздражительность, конфликтность. У них повысился статус в классе, они научились выполнять требования педагогов, стали активными в общении со сверстниками.

  Изучались межличностные отношения учащихся всех звеньев в системах: «взрослый-ученик», «ученик-ученик». Составлялись социограммы. Велась работа по изучению эмоционального самочувствия и уровня самооценки учащихся первых классов. Анализ социализации сообщался педагогам в целях формирования и становления классных коллективов. Проводилось анкетирование учащихся 5,6,7 классов с целью изучения их учебной мотивации, выявления негативных реакций в поведении и общении. Подростки анкетировались по проблемам культуры поведения и изучения их интересов, склонностей, профнамерений.

 С педагогами проводились исследования по профилактике эмоционального, выгорания, изучения стиля педагогического общения, общения в конфликте «Я-высказывание».

2. Психокоррекция.

  Ее задачи определялись ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощи педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развития их способностей, склонностей, становления личности. Особое место занимает работа по определению отклонений в развитии, нарушений в обучении и поведении детей и подростков. Данная работа осуществлялась по программам, направленным на формирование личности. Это программы развития познавательной сферы и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы. С трудными детьми велась работа по специальным программам, направленным на устранение недостатков в психологическом развитии: коррекция личностных акцентуаций, формирование положительных эмоций элементов социальной зрелости и адекватной самооценки. Индивидуальные занятия посещали 50 человек с 1 по 9 классы, групповые занятия проводились с учащимися с 1 по 9 классы.  Форма занятий – групповая, подгрупповая, индивидуальная. На занятиях применялись методы: психогимнастика, беседы, тренинги. Релаксации, основы аутотренинга, физиогномика, игровые конкурсы и другие. Была проведена неделя психологии «Мир моей души». В нее входили акция «Радуга настроений», акция «Следопыт», олимпиада для учащихся с 4 по 9 классы, профессиональный ринг «Знаешь ли ты профессии?» для учащихся 7,8 классов, конкурс рисунков «Я и мой друг», фоторепортаж с переменок, оформлен стенд «Антистрессовые приемы». Для учащихся начальной школы проведены развивающие экскурсии «Мир звуков, ощущений и движений», «Я и зимние переживания», «Весенние радости». Осуществлялась работа по запросам педагогов.

3. Психопрофилактика.

  1. Разработаны программы для детей разных возрастов. Программы осуществлялись в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп воспитателями, учителями и родителями.

2. Определялась психологическая готовность к школе; выявлялись способности, отклонения в развитии и их коррекции; своевременное предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванными условиями их жизни; создание благоприятного психологического микроклимата в школе через оптимизацию форм общения педагога с детьми, педагогов с коллегами и родителями.

3. Осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, выработка стабилизации в стрессе).

4. По результатам обследования первоклассников и вновь прибывших детей совместно с педагогом программу индивидуального подхода к работе с детьми первого года пребывания в школе.

5. Помощь в становлении учащимися пятого класса в адаптационный период при переходе из начальной школы в среднюю.

6. Помощь в становлении психологической готовности ребенка к самостоятельному выбору профессии:

- диагностика интересов и способностей учащихся 5-7 классов, разработка и проведение в жизнь программ развития их интересов и способностей;

- формирование профессиональных намерений старшеклассников 8,9 классов;

- консультативную работу со старшеклассниками по определению дальнейшей программы обучения.

Работа в школьном ПМПк.

Работа с педагогами: выдача книг из библиотечки психолога, создание папки «Работа с педагогами» с целью оказания методической помощи, тренинги – выход из стресса, тренинг «Мое душевное равновесие» (психотехника).

Выполнялась работа по социальным запросам педагогов и администрации.

4. Консультативная работа.

 Консультировались педагоги, родители по проблемам и вопросам воспитания и развития, учащиеся на основе коррекционно-развивающих программ – работа по социальным запросам.

Консультация педагогов по вопросам психолого-педагогического характера: работа с трудными учащимися, подготовка к аттестации. Консультации учащихся по вопросам профориентации, социализации.

Все запросы можно разделить на:

  1. Трудности в общении со сверстниками;
  2. Эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, гиперактивность, демонстративность);
  3. Консультации в профессиональном определении;
  4. Консультации по результатам групповой диагностики;
  5. Трудности обучения.

Консультации педагогов.

  1. Применение психофизических упражнений по организации учебно-воспитательного процесса;
  2. Использование нетрадиционных форм проведения коррекционных занятий;

С родителями – индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального, психического развития, эмоционально-волевой сферы учащихся 1,2,3 звена.

Индивидуальное консультирование учащихся.

  1. Выход из конфликтных ситуаций.
  2.  Умение владеть собой.
  3. Профнамерения.

5.Просветительская работа.

 Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников потребностей к психологическим знаниям, желания их использовать в интересах собственного развития.

Данное направление реализовалось в следующих формах:

  1. Проведение психолого-педагогических семинаров.
  2. Работа кружка «Познай себя» для учащихся 5 класса.
  3. Проведение психологической недели «Мир моей души».
  4. Проведение развивающих экскурсий для учащихся начальной школы.
  5. Участие в работе педсоветов.
  6. Выступление на родительских собраниях.
  7. Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и родителей по вопросам особенностей развития детей.
  8. Участие в методических секциях учителей и воспитателей на которых рассматривались вопросы социализации учащихся.
  9. Участие в работе школьного ПМПк.
  10. Релаксационные приемы в профилактике эмоционального выгорания педагогов.
  11. Проведение обучения педагогов в форме тренинга «Общение в конфликте».

       Программно-методическое оснащение: программы коррекционно-развивающих занятий, авторские программы психопрофилактической работы, программы семинаров для педагогов, раздаточный дидактический материал, развивающий игровой материал, в работе используются диагностические методики, папки с играми и упражнениями, научно-методическая литература.

   Работа логопедической службы

Логопедическая работа в СКОШИ проводится в целях речевой реабилитации детей  с ОВЗ и направлена на устранение  у учащихся имеющихся нарушений устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом.

Организация коррекционно- логопедической работы опирается на следующие принципы:

   - индивидуально- дифференцированного подхода к каждому ребёнку;

   - комплексного воздействия, одновременной работы над всеми компонентами речевой системы в целом;

   - гуманности и толерантности.

Основными задачами учителя- логопеда являются:

- своевременная  диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

- коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;

- предупреждение и профилактика речевых нарушений;

- пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей

В рамках проводимой диагностической работы в начале каждого учебного года осуществляется комплексное обследование детей с использованием современных логопедических технологий. Результаты обследования фиксируются в протоколах, на основании которых на каждого ученика заполняется речевая карта и составляется речевой профиль. Согласно данным логопедического обследования вырабатывается стратегия коррекционно- педагогического воздействия, определяется прогноз  логопедической работы,  составляются коррекционные программы. В течение всего учебного года проводятся логопедические занятия по коррекции и развитию устной и письменной речи, согласно разработанным перспективным и календарно- тематическим планам. Планирование , в свою очередь, определяется целями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально – возрастными особенностями детей.. . Важность логопедических занятий заключается в том, что речевые нарушения у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах письмом и чтением, а на более поздних – в усвоении программы. Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются с учётом однородности речевого дефекта и возраста детей. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими сложный речевой дефект. Продолжительность коррекционного обучения каждого ребёнка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития.   Коррекционно- логопедическая работа с ребёнком строится с учётом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей.

  Учёт образовательных потребностей обучающихся реализую в рамках следующих направлений :

 - работа по развитию понимания речи;

 - создание мотивации для развития речевых коммуникаций;

 - формирование пространственных представлений и сенсомоторных навыков;

 - развитие общих речевых навыков( дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительности речи);

 - развитие общей, мелкой  и артикуляционной моторики, упражнения на координацию движений;

 - коррекция дефектного звукопроизношения, закрепление навыков произношения слов разной звуко- слоговой структуры;

 - развитие навыков звукового анализа и синтеза слов;

 - развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

 - уточнение и расширение словарного запаса;

 - усвоение грамматических категорий;

 - совершенствование связной речи;

 - развитие психологической базы речи;

 - предупреждение и исправление недостатков чтения и письма;

 - с учащимися младших классов ведётся работа по развитию графомоторных умений, обучению грамоте.

   

В рамках групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий используются следующие технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка, реализацию его природного потенциала:

 - технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно- личностном подходе к ребёнку;

 - игровые технологии;

 - технология развивающего обучения;

 - технология уровневой дифференциации;

 - информационные технологии;

 - здоровьесберегающие технологии;

 - адаптирующей педагогики.

Вся работа идёт с опорой на сохранные анализаторы, с учётом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития. При обучении детей применяются методики  Р.И.Лалаевой, Г.А. Каше, Л.Н. Ефименковой, М. Монтессори, Т.Б. Филичевой. Методы,  приёмы и средства обучения , используемые на занятиях, направленны прежде всего на обеспечение индивидуализации коррекционно –развивающего процесса, развитие психических функций ребёнка и коррекцию имеющихся дефектов в психологически комфортных условиях. При проведении занятий применяются активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, сюжетные игры , логопедический тренинг, малая театрализованная постановка, игра- путешествие, кукольный театр. Важное значение приобретает  использование на занятиях  разнообразных наглядных средств обучения: речевых профилей, моделей артикуляции звуков, слоговых таблиц,  графических схем, картин и т.д. Особое значение уделяется составлению дифференцированных заданий с учётом индивидуальных возможностей ученика. Особенностью работы на занятиях является частая повторяемость логопедических упражнений в разных вариантах, т.к. у учащихся коррекционной школы с трудом формируются новые умения и навыки. Учитывая быструю утомляемость , низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание , склонность к охранительному торможению, особое внимание уделяется смене видов деятельности, чередованию устной и письменных работ. На каждом логопедическом занятии помимо коррекции речевых процессов проводится работа по развитию высших психических функций: слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности. Включаются задания на совершенствование сенсомоторной сферы: общей и мелкой моторики, координации движений, пространственной ориентации. Обязательным  на занятиях является проведение физминуток,  динамических пауз. Важное значение имеет  соблюдение временных границ занятия, оптимальный темп и насыщенность занятий, учёт санитарно- гигиенических норм и правил, что способствует сохранению физического и психического здоровья учащихся. Взаимодействие с детьми носит системный и конструктивный характер.  В рамках проводимого занятия использую самые различные виды деятельности, особое внимание уделяется продуктивной деятельности.  При организации взаимодействия с детьми обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей с ОВЗ, о чём свидетельствует анализ проводимой работы, положительные отзывы родителей. .

В конце каждого учебного года проводится повторное исследование устной и письменной речи у детей с целью выявления уровня сформированности навыка обучения основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года и особенностей продвижения в коррекционно- образовательном процессе  каждого из учащихся. По итогам оценки результатов логопедического обследования , сравнения данных на начало  и на конец учебного года  определяется динамика в развитии речевых процессов,  результативность  коррекционно- логопедической работы.

Эффективность логопедической работы подтверждается  активным участием детей, посещающих логопедические занятия, в общешкольных конкурсах чтецов,  неделях русского языка,  олимпиадах по русскому языку, заочных турах областной интеллектуально- познавательной игры «Знай наших»,  областном турнире «Умники и умницы».

                                    Состав детей, зачисленных на логопедические занятия,

по степени сложности речевого дефекта.

 

Степень

СНР.

2010-2011 г.

2011-2012г.

2012-2013г.

Всего

детей.

СНР тяжёлой степени

7

9

14

30

СНР средней степени

19

20

20

59

СНР лёгкой степени

6

5

3

14

Всего детей.

32

34

37

103

 

                                             Учёт охвата учащихся с нарушением речи

 

                                                                      логопедической службой.

 

 

 

Классы.

Нарушения  устной

речи.

 

Нарушения письменной

речи.

2010-2011

уч.г.

2011-2012

уч.г.

2012-2013

уч.г.

2010-2011

уч.г.

2011-2012

уч.г.

2012-2013

уч.г.

1

7

9

10

-

-

-

2

5

4

6

-

-

-

3

3

4

4

5

4

5

4

1

2

3

5

5

5

5

2

1

2

5

5

4

6

-

1

1

4

4

4

Всего детей

18

21

26

19

18

20

 

 

 

Таким образом, из приведённых выше данных видно, что количество школьников с речевыми дефектами неуклонно растёт, причём особенно интенсивно увеличивается число детей, имеющих  тяжёлую степень речевого недоразвития,  в основе которой лежит органическое поражение головного мозга. Для этих учеников разрабатываются индивидуально - образовательные маршруты с целью создания оптимальных условий коррекции и развития компенсаторных возможностей. Стабильно высоким остаётся количество школьников с СНР средней степени. Кроме этого, растёт число детей с сочетанными дефектами, у которых наряду с СНР наблюдаются  нарушения опорно- двигательного аппарата ( ДЦП), нарушения психического и соматического здоровья, нарушения эмоционально- волевой сферы. Увеличилось число детей с наследственной патологией, а также количество детей с билингвизмом. Важно отметить, что повышение количества детей с выраженными речевыми нарушениями в нашем ОУ произошло за счёт детей, не обучавшихся в ДОУ до зачисления в школу. После анализа сложившейся ситуации,  была выделена следующая проблема: увеличение количества детей - логопатов с различной и часто осложнённой структурой дефекта, что не

позволяет включить всех, кому требуется логопедическая помощь в процесс коррекции  в течение учебного года.

Результатом  работы является положительная динамика, которая наблюдается у учащихся в течение последних трёх лет. В результате систематически проводимой коррекционно- логопедической работы   удалось добиться повышения уровня речевого развития учащихся, увеличения количества детей с достаточной речью, значительного уменьшения детей с дефектной речью. Анализ статистических данных показывает, что  возрастает качество коррекции, а это в свою очередь способствует улучшению качества знаний по чтению и русскому языку. У учащихся  происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи. Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, развитии письменной речи. Исчезает страх неправильной речи, повышается коммуникабельность, увеличивается речевая активность, появляется свобода речевого общения, чувство комфорта в незнакомой обстановке.

 

          

          Уровень сформированности  речевых процессов   по итогам

 

                                           оценки  результатов деятельности.

 

 

Критерии.

2010-2011

уч.г.

2011-2012

уч.г.

2012-2013

уч.г.

Средние показания за 3 года

 

Артикуляционная

моторика.

71%

74%

79%

74,3%

Звукопроизношение

70%

73%

77%

73,3%

Фонематические процессы.

67%

69%

74%

70%

Слоговая структура

слов.

71%

74%

78%

74,3%

Лексический строй речи.

66%

69%

75%

70%

Грамматический строй речи.

68%

72%

74%

71,3%

Связная речь.

68%

72%

74%

71%

 

          

 

Критерии

2010-2011

уч.г..

2011-2012

уч.г.

2012-2013

уч.г.

Устойчиво сформированный навык.

4

5

6

Навык сформирован.

10

9

11

Недостаточно сформированный навык.

3

3

2

Навык не сформирован.

2

1

1

Качество обученности.

73%

77%

79.8%

 

                                         

                                          

                                       

 

                                                Динамика речевого развития детей,

                                              посещающих логопедические занятия.

 

Критерии

2010-2011

уч.г.

2011-2012

уч.г.

2012-2013

уч.г.

Общее количество детей с речевыми нарушениями.

32

34

37

Количество детей с достаточной речью.

6

7

8

 Количество детей с улучшенной речью

17

18

22

Количество детей с незначительными улучшениями в речи.

7

7

6

Количество детей не получивших улучшение в речи.

2

2

1

Результативность работы.

71%

74%

79%

 

Перспективы развития

 

1. Необходимо изучение, адаптация и включение в образовательное поле современных воспитательных технологий, обеспечивающих максимальную результативность личностного развития детей с нарушениями интеллекта и их гражданского самосознания.

 

2. Необходимо продолжить формирование современных коммуникативных, образовательных, социальных компетенций у школьников, расширять знания педагогов и родителей в сфере нравственного развития школьников.

 

3. Значительная часть родителей готова к участию в развитии школы. Это возможно через большее привлечение их к управленческой деятельности, к более активной работе в рамках общественного управления. Вовлечение родителей в образовательный процесс через организационные формы сотрудничества.

 

 4. Продолжить работу всего педагогического коллектива по развитию и совершенствованию школьного соуправления Дружина «ДОМ».

 

5. Обеспечить условия для создания общностей учеников, учителей и родителей для развития воспитательного партнерства через моделирование форм и методов взаимодействия на основе сотрудничества.

 

6. Работать над единой системой обучения, воспитания и развития, формирующей личность, способную к самостоятельной жизни и опирающуюся на четкие нравственные ориентиры.

 

7. Обеспечить условия дальнейшего профессионального личностного роста кадров.

 

8. Продолжить формирование информационно-компьютерных компетенций педагогического коллектива для более активного и эффективного использования информационных технологий в образовательном процессе.

 

9. Совершенствовать условия психолого-педагогической поддержки и социального развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями и их родителей.

 

10. Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.