АНАЛИЗ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
за 2012-2013 учебный год.
Цель анализа: выявить педагогические проблемы для нового учебного года на основе сравнения реального состояния педагогического процесса с прогнозируемым.
Задачи, стоявшие перед педагогическим коллективом в истекшем учебном году:
- Отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов с активным использованием здоровье сберегающих и проектных технологий;
- Сформировать у учащихся действенные и системные знания на уровне обязательного минимума подготовки по предметам;
- Формировать у учащихся применять полученные знания на практике, в творческих условиях;
- Продолжить работу по диагностике (отслеживать динамику развития, фиксирующую уровень обученности учащихся на каждом этапе школьного обучения);
- Отработать наиболее эффективные методы и приёмы работы с родителями учащихся;
- Совершенствовать систему внеурочной деятельности.
АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ.
РАБОТА ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ В ИСТЕКШЕМ УЧЕБНОМ ГОДУ БЫЛА НАПРАВЛЕНА НА РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ.
Рассмотрим параметры статистики за три года:
|
|
2010-2011
|
2011-2012 |
2012-2013 |
|||
человек |
% |
человек |
% |
человек |
% |
||
|
ВСЕГО: В 1 – 4 ых классах |
60 |
50,4 |
51 |
43 |
49 |
41 |
|
В 5 - 9 ых классах |
59 |
49,6 |
74 |
57 |
70 |
59 |
|
Не аттестовано учащихся по итогам года: |
|
|
|
|
|
|
|
В 1 – 4 ых классах |
4 |
6,7 |
4 |
9 |
3 |
6 |
|
В 5 - 9 ых классах |
2 |
3,3 |
- |
- |
4 |
6 |
|
ЗАКОНЧИЛИ учебный год |
|
|
|
|
|
|
|
На отлично, с оценкой «5» |
11 |
9 |
7 |
6 |
- |
- |
|
На хорошо, с оценкой «5»-«4» |
48 |
40 |
54 |
43 |
45 |
38 |
|
С оценкой «3» по одному предмету |
7 |
6 |
10 |
8 |
12 |
10 |
В результате анализа выявлено, что недостаточно осуществляется работа с родителями и учащимися, склонными к бродяжничеству и асоциальному поведению (не аттестованы учащиеся в старших по причине непосещения учебных занятий в течении уч.года, в истекшем учебном году это следующие ученики: Мустафаев Салам 7 класс, Мустафаева Диана 6б класс, Писарева Юлия 8 класс, Гумарова Альбина 9 класс.
В начальных классах не аттестованы учащиеся Ефремова А. и Алексаненков Д. – по причине неусвоения программного материала.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Классным руководителям Маряшиной Н.М. и Барсенковой М.А. до сентября 2012 года решить вопрос с родителями учащихся, с органами опеки о возвращении детей в школу. О результатах проделанной работы доложить на первом августовском педагогическом совете.
- Классному руководителю 1 класса Тарасовой Н.В. подготовить все необходимые документы и провести соответствующую работу с родителями учащихся (Ефремовой Н. и Алексаненкова Д) на консультацию в ЦПМПК.
- Заместителю директора по УВР Бондарюк Т.В. проконтролировать работу по определению образовательного маршруту данных учащихся.
В истекшем учебном году в школе обучалось :
- 24 ребёнка – инвалида;
- 13 детей, находящихся под опекой.
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА.
Цель : проанализировать результативность и эффективность выполнения учебного плана.
Учебный план школы был составлен на основании Базисного учебного плана (приказ МОРФ №29/2065-п от 10.04.02года). при этом соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимой нормы. Календарно-тематическое планирование по каждому предмету учебного плана осуществлялось в соответствии с требованиями программы.
Школа работала в режиме шестидневной рабочей недели, 1-ый и 2-ой классы в режиме пятидневной рабочей недели. Было укомплектовано 11 классов, 8 воспитанников обучалось на индивидуальном обучении на дому.
ü Пеклин Антон
ü Григорьева Евгения
ü Киселёв Георгий
ü Сухарева Виктория
ü Котенков Валерий
ü Сатулла Анна
ü Фотиева Светлана
ü Рябова Елизавета
Для данных учащихся был разработан учебный план на основании Постановления Правительства Астраханской области от 21.07.2006г. за №240-П.
В течение 2-ух недель в школе по приказу был объявлен карантин по гриппу, обучающиеся были распущены и обучение не проводилось. В связи с этим были пересмотрены и откорректированы календарно-тематические планы по всем предметам. В результате проделанной работы базовый компонент учебного плана и региональный компонент учебного плана выполнены, отставания в прохождении учебного материала нет.
Записи в классных журналах соответствуют календарно-тематическому планированию по каждому предмету и соответственно тарификационной нагрузке каждого педагога.
v СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ за три года:
2010-2011 |
2011-2012 |
2012-2013 |
47% |
50% |
51% |
Из полученных данных наблюдается динамика роста обученности учащихся. В каждом классе есть учащиеся, успешно справляющиеся с требованиями программного материала.
Однако есть дети, остро нуждающиеся в определении индивидуального маршрута обучения по ряду причин: ослабленного здоровья, некоторых патологий и т.д.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
В результате анализа календарно-тематического планирования по каждому предмету, анализа проверки классных журналов, анализа планов работы классных руководителей выявилось, что:
- Количество контрольных работ по предметам соответствует требуемым программным нормам;
- Экскурсии, которые предусмотрены программой обучения и запланированные в календарно-тематических планах педагогов по предметам проведены и зафиксированы в классных журналах;
- Проведено большое количество экскурсий по проектной деятельности в каждом классе, много экскурсий проведено по планам классных руководителей, каждая экскурсия отображена в Портфолио класса.
- В старших классах проведено достаточное количество экскурсий по профориентационной работе.
Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в 2012-2013 учебном году явились:
- Выполнение всеобуча.
Систематически поверялись классные журналы, рабочие и контрольные тетради учащихся, календарно-тематические и поурочные планы педаогов, проводились административные и диагностические контрольные работы , посещались уроки и внеклассные занятия с их последующим анализом.
- Качество ЗУН.
Систематически осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого было отслеживание и анализ качества обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления причины. Мониторинг проводился в форме:
- Стартового контроля
- Промежуточного контроля
- Итогового контроля
По итогам данной работы выявлены следующие результаты:
- Техника чтения:
Учебные годы |
Оценка «5» |
Оценка «4» |
Оценка «3» |
2010-2011 |
28% |
48% |
24% |
2011-2012 |
31% |
48% |
21% |
2012-2013 |
33% |
51% |
16% |
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Продолжить проведение уроков-контроля с целью изучения динамики развития техники чтения воспитанников;
- Продолжить работу по формированию устойчивого интереса к чтению художественной литературы, с этой целью еженедельно проводить библиотечные часы, два раза в год конкурсы чтецов, конкурсы инсценированного рассказа, стихотворения, проводить праздники, посвящённые знаменательным датам.
- По итогам административных контрольных работ по письму и математике:
Административные контрольные работы по письму и математике были проведены в конце учебного года с целью выявления уровня качества ЗУН у учащихся по определённым наиболее значимым темам программы, для успешного планирования работы на следующий учебный год.
Административные контрольные работы были выполнены 94% учащихся, 6% учащихся работы не выполнили по различным причинам (находились на лечении в стационаре – Неприна Е.(6б класс), Алексаненков Д.(1 класс), находились в розыске – Мустафаева Д.(6б класс), Мустафаев С. (7 класс), Писарева Ю. (8 класс), Гумарова А. (9 класс).
В результате анализа выполненных работ выявлено:
- Программный материал успешно усвоен - 98% учащимися
- Не усвоили в полном объёме программный материал (Ефремова А., 1 кл., Мажитова Д.. 2 кл) – 2%
Наибольшее количество ошибок при письме было допущено на правописание безударных гласных, на правописание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце, по теме «Глагол».
По математике - ошибки на вычитание и сложение чисел, действия с дробями.
По результатам административных контрольных работ уровень ЗУН составляет:
- По письму – 73%
- По математике – 68%
РЕКОМЕНДАЦИИ:
v Педагогам при планировании работы на следующий учебный год учесть все рекомендации, полученные в результате анализа выполненных административных контрольных работ;
v Заместителю директора по УВР провести административный срез ЗУН по письму и математике в декабре 2013года.
- Качество ведения школьной документации.
Ежемесячно, по ранее составленному плану проверялись классные журналы, ученические тетради (для классных и контрольных работ), календарно тематические планы педагогов, планы воспитательной работы классных руководителей, личные дела воспитанников, поурочные планы учителей и воспитателей, дневники наблюдений педагогов за воспитанниками.
По результатам данных проверок были написаны справки и проведены совещания на уровне зам директоров по УВР и ВР.
На конец учебного года вся документация принята у педагогов, оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
v При оформлении классных журналов не допускать различного вида исправлений, заполнять журнал пастой одного (синего) цвета, правильно записывать дату проведения урока (римскими цифрами).
АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ.
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы МО и её роли в процессе совершенствования уровня педагогического мастерства учителей и воспитателей, их эрудиции и компетентности в области предмета.
МО педагогов школы работали по своим разработанным планам.
За истекший учебный год каждый педагог был вовлечён в методическую работу школы: участвовал в работе педагогических советов, в заседаниях МО по своему профилю работы, участвовал в предметных неделях, в областном семинаре для специалистов СКОУ, в открытых мероприятиях на область.
МО учителей трудового обучения проведена серия открытых мастер-классов для слушателей курсов повышения квалификации при АИПКП, была организована и проведена Ярмарка детского творчества, были организованы выставки работ учащихся, на высоком профессиональном уровне проведена предметная неделя, где были названы учащиеся лучшие по профессии. В конце учебного года педагоги Кирюхин В.А. и Каргина О.В. продемонстрировали наработанный материал по проектной деятельности, в которую были активно вовлечены учащиеся 9 и 8 классов. За истекший учебный год педагоги этого объединения: Кирюхин В.А., Каргина О.В., Шишкина М.А. , Барсенкова М.А., Вольных Т.Ф. – повысили свой профессиональный уровень и защитились на высшую и первую квалификационную категорию. В конце учебного года было поведено итоговое заседание , на котором сделан анализ работы и составлен план работы на следующий учебный год.
МО учителей начальных классов приняли активное участие в работе областного семинара для специалистов СКОУ, педагогами этого объединения проводилась большая работа по наставничеству для Астраханского социального колледжа, для студентов данного учебного заведения были даны серии открытых уроков и внеклассных занятий, составлены рекомендации, были показаны открытые занятия по проектной деятельности, собран богатый методический материал, в настоящее время находится в печати и будет распространён среди педагогов СКОУ, была проведена предметная неделя с привлечением родителей . Педагоги – Смагина А.В. , Чурбакова Л.Н., Глушенкова В.П,, прошли успешно аттестацию и получили высшую категорию. На последнем заседании МО был сделан анализ и намечен план работы на следующий учебный год.
МО учителей - предметников приняли активное участие в работе областного семинара для специалистов СКОУ, педагогами были проведены предметные недели по всем предметам (письму, чтению, математике, биологии и т.д.), сделаны выставки работ учащихся, проведены конкурсы чтецов, конкурсы на лучшую тетрадь и работу. Педагог – Баранова М.Г. успешно прошла аттестацию и защитилась на высшую категорию.
МО воспитателей и классных руководителей в течение всего учебного года работали сообща по единому плану, что положительно повлияло на работу школы, так как были эффективно решены все поставленные задачи и наблюдалась положительная динамика развития учащихся. Были проведены на высоком профессиональном уровне внешкольные мероприятия, с выходом на область, в каждом классе разработано и создано портфолио, в котором отслеживается вся жизнь классного коллектива , было организовано и проведено много экскурсий на природу, к памятникам зодчества и архитектуры, в театры и кино, в музеи, что отразилось на росте воспитанности учащихся. В течение учебного года были даны открытые самоподготовки как для педагогов школы, так и для слушателей курсов повышения квалификации при АИПКП, открытые классные часы, систематически проводились родительские собрания, велась работа с родительским активом, была проведена большая работа по привлечению в школу спонсоров (1кл.- куплена новая мебель, 2кл.- куплен шкаф, 3 кл. – куплены средства для личной гигиены учащихся, 6б кл.- приобретена ткань для нужд школы, 8кл.- сделан ремонт в классе: вставлены окна нового поколения, приобретены шкафы, 9кл. – сделан косметический ремонт в классе). В течение всего учебного года проводились тематические линейки по памятным датам.
РАБОТА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Цель: Направить воспитательную работу в школе в помощь учащимся в выборе профессии, выявлять
наклонности и профессиональную направленность учащихся. Расширять кругозор
учащихся о профессиях, развивать интерес к выбору профессии учащихся школы.
№ |
Мероприятия |
Класс |
Дата |
Ответственные |
1 |
Знакомство с кружками и секциями школы и вне школы |
1-9 |
сентябрь |
Кл.рук. |
2 |
Обновление и пополнение стенда по профориентации |
8-9 |
сентябрь |
Кл.рук. |
3 |
Классные часы по теме: «Профессии моих родителей» |
5-9 |
октябрь |
Кл.рук.
|
4 |
Подготовить материалы анкетирования учащихся 9-х классов по вопросам профориентации. |
9 |
ноябрь- март |
Психолог, зам.директора по воспитательной работе |
5 |
Оформление выставки книг по различным профессиям |
|
декабрь- январь |
Зав.библиотекой |
6 |
Работа среди родителей |
9 |
январь- апрель |
Психолог, зам. директора по воспитательной работе |
7 |
Презентация специальностей (выступление представителей различных учебных заведений области)
|
9 |
декабрь- февраль |
зам.директора по воспитательной работе
|
8 |
Конкурс творческих работ профориентационной направленности |
5-9 |
февраль |
Учителя технологий, педагог-организатор.
|
9 |
Выставки «Мир твоего увлечения» Работы учащихся «Сделай сам». |
4-9 |
март |
Учителя технологий, педагог-организатор.
|
10 |
Кл.часы по профориентации. Рекомендуемая тематика: « Всем профессиям - почёт» «От лени болеют, от труда здоровеют» «Все профессии нужны, все профессии важны» «Все работы хороши!» «Истинное сокровище для людей - умение трудиться» «Страна профессий» «Ярмарка вакансий»
|
1-9 |
В течении года |
Кл.рук. |
11 |
Встреча с выпускниками школы, обучающимися в учебных заведениях области |
8-9 |
апрель |
Зам.директора по ВР Кл.рук. |
12 |
Экскурсии на предприятия района |
8-9 |
Март-май |
Кл.рук. |
13 |
Справочно-информационные консультации по вопросам профориентации |
8-9 |
В теч.года |
Психолог, зав.библиотекой |
14 |
Посещение учебных заведений (профтехучилищ-партнеров) |
8-9 |
В теч.года |
Кл.рук. Зам.директора по ВР
|
15 |
Школьный конкурс «Защита профессий»
|
5-9 |
апрель |
Педагог-организатор Кл.рук. |
РЕКОМЕНДАЦИИ:
v Уделять больше внимания профпросвещению родителей учащихся.
v Организовать психолого-педагогический родительский всеобуч, с целью увеличить количество выпускников, решивших продолжить профессиональное обучение.
Анализ работы Совета профилактики
2012-2013 учебном году в ГБСКОУ АО «СКОШИ №1 VIII вида» работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних учащихся была направлена на выполнение цели – предупреждение противоправного поведения учащихся ГБСКОУ АО «СКОШИ №1 VIII вида», профилактика курения и пьянства, употребления токсических и наркотических веществ, профилактика травматизма, аморального поведения родителей и учащихся, активация воспитательной помощи родителей.
В состав Совета профилактики входят: заместитель директора по воспитательной работе Кириллова О.П., заместитель директора по УВР Бондарюк Т.В., педагог-организатор Маряшина Н.М., инспектор ПДН Ермуханова Э.И., мед.работник Кирьянова Е.П., председатель школьного родительского комитета Сатула О.В.
Выполнению заданной цели способствовали мероприятия, направленные на решение следующих задач:
1. Социально-педагогическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
2. Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков.
3. Совместная работа с социальными партнерами.
Социальная работа в школе проводилась в следующих формах:
1. Работа с учащимися;
2. Работа с родителями;
3. Работа с классными руководителями
С начала 2011 учебного года проведено 4 заседания Совета профилактики, в ходе которых рассматривались вопросы по оптимизации воспитательной профилактической работы, велась индивидуальная профилактическая работа с учащимися и их родителями. На каждое заседания приглашались родители учащихся, которые нарушают дисциплину, пропускают занятия без уважительных причин. Между заседаниями Совет профилактики не прекращает работу. В течение учебного года посещались семьи
- опекаемых детей:
Паненкова Анжела
Паненкова Люба
Паненков Андрей
Михалева Валя
Усванов Владимир
Попов Евгений
Филиппенко Люба
Анохин Александр
Бекмуратов Вячеслав
Зарбалиев Алексей
Гейбетуллаева Ангелина
Жаров Андрей
Ворсин Анатолий;
и детей, стоящих на внутришкольном учете:
Цветкова Виктория
Писарева Юлия
Ниязов Рамис
Науменков Анатолий
Князев Иван
Попов Дмитрий
Мустафаев Салам
Мустафаева Диана
Неприна Екатерина
Гарифуллин Роман
Куклин Сергей
Шарипов Замир
Тимченко Максим
Зарбалиев Алексей
Федуров Михаил.
В рамках выполнения этих задач в школе было проведено:
- Организована досуговая занятость, разнообразная творческая деятельность учащихся во внеурочное время.
- Проводилась работа с родителями: родительские собрания, посещение на дому.
- В каникулярное время работа школы также была организована, в каникулы проводились соревнования, культ походы в музеи, организованы прогулки в парки и др.
- проводилась работа с детьми девиантного поведения: составлен банк данных детей, требующих особого педагогического внимания, семей, состоящих на учете в школе и ПДН, с учащимися проводились индивидуальные беседы.
В 2011/2012 учебном году на учете в ПДН состояли 3 человека. Профилактическая работа с детьми:
- Постоянный контроль успеваемости и посещаемости в школе;
- Вовлечение подростка в воспитательные мероприятия класса и школы;
- Организация досуга и занятости ребенка.
- Профилактические беседы с учащимися, его родителями ( классный руководитель, администрация школы)
- Совет профилактики.
Состоящих на внутришкольном учете на начало года - 15, на конец года - 11 человек.
Они вызывались на административный совет и совет профилактики правонарушений, с ними также велась индивидуальная работа администрацией школы и инспектором ПДН, проводились малые пед. советы по обсуждению проблем этих детей и др.
Опекаемых в прошедшем учебном году - 13 человек. Они посещались по месту жительства. Посещения проводилось с целью выяснения ситуации в семье и выполнение своих обязанностей опекунами.
C целью профилактики беспризорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма в течение учебного года проводились встречи с инспектором по делам несовершеннолетних; классные часы и беседы по соответствующей тематике; изучение правовых норм на уроках обществознания, проведение профилактических бесед на воспитательских часах о вреде курения, наркомании и алкоголизма на уроках биологии, по профилактике дорожно-транспортных нарушений; оформление стендов по пожарной безопасности, дорожной грамотности, проводились конкурсы творческих работ о вреде курения, алкоголизма, наркомании. Также были организованы экскурсии в областное УВД и «Центр временного содержания несовершеннолетних преступников»
Показателями результативности работы по профилактике правонарушений считаем:
1. Снижение количества правонарушений, совершаемых учащимися школы в урочное время;
2. Уменьшение количества конфликтных ситуаций в школьном коллективе;
3. Обеспечена опека и попечительство, разрешены проблемы социальной жизни опекаемых детей;
4. Увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы и решение поставленных проблем;
5. Снижение количества детей, состоящих на внутришкольном учете за счёт эффективной социально-педагогической работы;
6. Снижение количества необоснованных пропусков учащихся в результате введения новой системы контроля посещаемости.
7. Полностью решена проблема курения и сквернословия в школе.
Однако осталась серьезная проблема по увеличению количества правонарушений, совершаемых воспитанниками школы-интерната во внеурочное время вне пределов школы и чаще всего в каникулярное время.
В следующем учебном году Совет профилактики продолжит свою работу по объединению усилий педагогического, ученического коллективов, родительской общественной службы школы в создании единой системы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в школе. Продолжит координировать действия педагогического коллектива с работой районных структур и общественных организаций, работающих с детьми и подростками.
Работа психологической службы
Основные задачи в работе психологической службы являются:
- участие в создании эффективной системы обучения и воспитания на основе концепции и модели выпускника специализированной коррекционной школы-интерната через взаимодействие учащихся, педагогов, родителей, администрации;
- развитие склонностей и способностей детей; изучение особенностей их психологического развития, определение причин нарушения личности, профилактика подобных нарушений и коррекция причин нарушений.
Диагностическая, коррекционная, консультативная, развивающая деятельность психологической службы школы проводится в целях оснащения личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников и для формирования здоровье сберегающей среды в школе, основы качественного обучения и воспитания, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку; социально-психологическая реабилитация детей и подростков с отклонением в умственном развитии.
Основная деятельность осуществлялась по направлениям:
психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, консультирование и просвещение.
1.Психодиагностика.
- Психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода школьного обучения;
- выявление индивидуальных особенностей обучения;
- определение причин нарушений личности.
Для реализации этих задач обследовались учащиеся с целью определения хода их психологического развития, соответствия возрастным нормам. Диагностировались психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушений поведения.
В этих целях постоянно изучались личные дела учащихся, их дневники наблюдений. Проводилось обследование вновь прибывших детей. Диагностировались их психофизические возможности. Выборочно исследовались психические процессы и личностные качества учащихся 3,4,5,6,7,8 классов. Велась плановая диагностическая работа по изучению личностных качеств и возможностей критических возрастов -1,4, 7, 9 классов. На основе исследовательских данных заполнялись психологические карты развития учащихся, прослеживалась динамика в их развитии.
Динамика развития познавательной сферы учащихся
Показатели |
Начало года |
Конец года |
1 звено (начальная школа) |
||
Высокий уровень |
0% |
20% |
Средний уровень |
60% |
75% |
Низкий уровень |
40% |
5% |
2 звено (средняя школа) |
||
Высокий уровень |
0% |
25% |
Средний уровень |
60% |
70% |
Низкий уровень |
40% |
5% |
3 звено (старшая школа) |
||
Высокий уровень |
7% |
21% |
Средний уровень |
60% |
72% |
Низкий уровень |
33% |
7% |
В результате наблюдается положительная динамика в развитии познавательной сферы учащихся с ОВЗ. Школьная мотивация у них повышается. Познавательная активность развивается. Деятельность целенаправленная. Интерес устойчивый. Они добиваются успехов в учебе.
Динамика развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Показатели |
Начало года |
Конец года |
1 звено |
|
|
Высокий уровень |
0% |
15% |
Средний уровень |
70% |
80% |
Низкий уровень |
30% |
5% |
2 звено |
|
|
Высокий уровень |
20% |
30% |
Средний уровень |
50% |
65% |
Низкий уровень |
30% |
5% |
3 звено |
|
|
Высокий уровень |
30% |
40% |
Средний уровень |
55% |
60% |
Низкий уровень |
15% |
0% |
Наблюдается положительная динамика в развитии личностных ресурсов учащихся. У них развивается толерантность, самооценка становится адекватной, снижаются показатели нарушений в личностной сфере и развиваются показатели индивидуально-психологических особенностей.
В работе с учащимися составлялись графические карты развития психофизических возможностей учащихся. Намечался план коррекционной работы с каждым учеником. В дневниках наблюдений делались записи о психологическом обследовании учащихся. Педагогам давались рекомендации по коррекции и развитию личностных качеств учащихся.
Группа детей, имеющих статус «ребенок-инвалид» посещали занятия по «Иппотерапии» и «Канистерапии» в эколого-биологическом центре.
Особенности развития познавательной сферы учащихся.
Показатели |
Начало года (средний уровень) |
Конец года (средний уровень) |
Мелкая моторика |
35% |
89% |
Крупная моторика |
41% |
87% |
Восприятие |
35% |
83% |
Внимание |
37% |
82% |
Мышление |
33% |
87% |
Память |
335 |
86% |
Речь |
34% |
78% |
Наблюдается положительная динамика в развитии познавательной сферы у данной сферы детей. Они стали активными на занятиях, научились ставить цели и их достигать. У них повысился уровень работоспособности, улучшилось эмоциональное самочувствие, появились успехи в учебе.
Особенности в развитии эмоционально-волевой сферы учащихся.
Показатели |
Начало года |
Конец года |
Тревожность |
70% |
10% |
Раздражительность |
87% |
10% |
Гиперактивность |
78% |
10% |
Саморегуляция |
47% |
95% |
Фактор конфликтности |
45% |
0% |
В результате занятий по «Иппотерапии» и «Канистерапии» у данной группы детей снизилась тревожность, раздражительность, конфликтность. У них повысился статус в классе, они научились выполнять требования педагогов, стали активными в общении со сверстниками.
Изучались межличностные отношения учащихся всех звеньев в системах: «взрослый-ученик», «ученик-ученик». Составлялись социограммы. Велась работа по изучению эмоционального самочувствия и уровня самооценки учащихся первых классов. Анализ социализации сообщался педагогам в целях формирования и становления классных коллективов. Проводилось анкетирование учащихся 5,6,7 классов с целью изучения их учебной мотивации, выявления негативных реакций в поведении и общении. Подростки анкетировались по проблемам культуры поведения и изучения их интересов, склонностей, профнамерений.
С педагогами проводились исследования по профилактике эмоционального, выгорания, изучения стиля педагогического общения, общения в конфликте «Я-высказывание».
2. Психокоррекция.
Ее задачи определялись ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощи педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развития их способностей, склонностей, становления личности. Особое место занимает работа по определению отклонений в развитии, нарушений в обучении и поведении детей и подростков. Данная работа осуществлялась по программам, направленным на формирование личности. Это программы развития познавательной сферы и коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы. С трудными детьми велась работа по специальным программам, направленным на устранение недостатков в психологическом развитии: коррекция личностных акцентуаций, формирование положительных эмоций элементов социальной зрелости и адекватной самооценки. Индивидуальные занятия посещали 50 человек с 1 по 9 классы, групповые занятия проводились с учащимися с 1 по 9 классы. Форма занятий – групповая, подгрупповая, индивидуальная. На занятиях применялись методы: психогимнастика, беседы, тренинги. Релаксации, основы аутотренинга, физиогномика, игровые конкурсы и другие. Была проведена неделя психологии «Мир моей души». В нее входили акция «Радуга настроений», акция «Следопыт», олимпиада для учащихся с 4 по 9 классы, профессиональный ринг «Знаешь ли ты профессии?» для учащихся 7,8 классов, конкурс рисунков «Я и мой друг», фоторепортаж с переменок, оформлен стенд «Антистрессовые приемы». Для учащихся начальной школы проведены развивающие экскурсии «Мир звуков, ощущений и движений», «Я и зимние переживания», «Весенние радости». Осуществлялась работа по запросам педагогов.
3. Психопрофилактика.
1. Разработаны программы для детей разных возрастов. Программы осуществлялись в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп воспитателями, учителями и родителями.
2. Определялась психологическая готовность к школе; выявлялись способности, отклонения в развитии и их коррекции; своевременное предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванными условиями их жизни; создание благоприятного психологического микроклимата в школе через оптимизацию форм общения педагога с детьми, педагогов с коллегами и родителями.
3. Осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, выработка стабилизации в стрессе).
4. По результатам обследования первоклассников и вновь прибывших детей совместно с педагогом программу индивидуального подхода к работе с детьми первого года пребывания в школе.
5. Помощь в становлении учащимися пятого класса в адаптационный период при переходе из начальной школы в среднюю.
6. Помощь в становлении психологической готовности ребенка к самостоятельному выбору профессии:
- диагностика интересов и способностей учащихся 5-7 классов, разработка и проведение в жизнь программ развития их интересов и способностей;
- формирование профессиональных намерений старшеклассников 8,9 классов;
- консультативную работу со старшеклассниками по определению дальнейшей программы обучения.
Работа в школьном ПМПк.
Работа с педагогами: выдача книг из библиотечки психолога, создание папки «Работа с педагогами» с целью оказания методической помощи, тренинги – выход из стресса, тренинг «Мое душевное равновесие» (психотехника).
Выполнялась работа по социальным запросам педагогов и администрации.
4. Консультативная работа.
Консультировались педагоги, родители по проблемам и вопросам воспитания и развития, учащиеся на основе коррекционно-развивающих программ – работа по социальным запросам.
Консультация педагогов по вопросам психолого-педагогического характера: работа с трудными учащимися, подготовка к аттестации. Консультации учащихся по вопросам профориентации, социализации.
Все запросы можно разделить на:
- Трудности в общении со сверстниками;
- Эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, гиперактивность, демонстративность);
- Консультации в профессиональном определении;
- Консультации по результатам групповой диагностики;
- Трудности обучения.
Консультации педагогов.
- Применение психофизических упражнений по организации учебно-воспитательного процесса;
- Использование нетрадиционных форм проведения коррекционных занятий;
С родителями – индивидуальные консультации по результатам диагностики интеллектуального, психического развития, эмоционально-волевой сферы учащихся 1,2,3 звена.
Индивидуальное консультирование учащихся.
- Выход из конфликтных ситуаций.
- Умение владеть собой.
- Профнамерения.
5.Просветительская работа.
Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников потребностей к психологическим знаниям, желания их использовать в интересах собственного развития.
Данное направление реализовалось в следующих формах:
- Проведение психолого-педагогических семинаров.
- Работа кружка «Познай себя» для учащихся 5 класса.
- Проведение психологической недели «Мир моей души».
- Проведение развивающих экскурсий для учащихся начальной школы.
- Участие в работе педсоветов.
- Выступление на родительских собраниях.
- Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и родителей по вопросам особенностей развития детей.
- Участие в методических секциях учителей и воспитателей на которых рассматривались вопросы социализации учащихся.
- Участие в работе школьного ПМПк.
- Релаксационные приемы в профилактике эмоционального выгорания педагогов.
- Проведение обучения педагогов в форме тренинга «Общение в конфликте».
Программно-методическое оснащение: программы коррекционно-развивающих занятий, авторские программы психопрофилактической работы, программы семинаров для педагогов, раздаточный дидактический материал, развивающий игровой материал, в работе используются диагностические методики, папки с играми и упражнениями, научно-методическая литература.
Работа логопедической службы
Логопедическая работа в СКОШИ проводится в целях речевой реабилитации детей с ОВЗ и направлена на устранение у учащихся имеющихся нарушений устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом.
Организация коррекционно- логопедической работы опирается на следующие принципы:
- индивидуально- дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
- комплексного воздействия, одновременной работы над всеми компонентами речевой системы в целом;
- гуманности и толерантности.
Основными задачами учителя- логопеда являются:
- своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
- коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
- предупреждение и профилактика речевых нарушений;
- пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей
В рамках проводимой диагностической работы в начале каждого учебного года осуществляется комплексное обследование детей с использованием современных логопедических технологий. Результаты обследования фиксируются в протоколах, на основании которых на каждого ученика заполняется речевая карта и составляется речевой профиль. Согласно данным логопедического обследования вырабатывается стратегия коррекционно- педагогического воздействия, определяется прогноз логопедической работы, составляются коррекционные программы. В течение всего учебного года проводятся логопедические занятия по коррекции и развитию устной и письменной речи, согласно разработанным перспективным и календарно- тематическим планам. Планирование , в свою очередь, определяется целями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально – возрастными особенностями детей.. . Важность логопедических занятий заключается в том, что речевые нарушения у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах письмом и чтением, а на более поздних – в усвоении программы. Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются с учётом однородности речевого дефекта и возраста детей. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими сложный речевой дефект. Продолжительность коррекционного обучения каждого ребёнка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Коррекционно- логопедическая работа с ребёнком строится с учётом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей.
Учёт образовательных потребностей обучающихся реализую в рамках следующих направлений :
- работа по развитию понимания речи;
- создание мотивации для развития речевых коммуникаций;
- формирование пространственных представлений и сенсомоторных навыков;
- развитие общих речевых навыков( дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительности речи);
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, упражнения на координацию движений;
- коррекция дефектного звукопроизношения, закрепление навыков произношения слов разной звуко- слоговой структуры;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза слов;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- усвоение грамматических категорий;
- совершенствование связной речи;
- развитие психологической базы речи;
- предупреждение и исправление недостатков чтения и письма;
- с учащимися младших классов ведётся работа по развитию графомоторных умений, обучению грамоте.
В рамках групповых, подгрупповых, индивидуальных занятий используются следующие технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка, реализацию его природного потенциала:
- технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно- личностном подходе к ребёнку;
- игровые технологии;
- технология развивающего обучения;
- технология уровневой дифференциации;
- информационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- адаптирующей педагогики.
Вся работа идёт с опорой на сохранные анализаторы, с учётом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития. При обучении детей применяются методики Р.И.Лалаевой, Г.А. Каше, Л.Н. Ефименковой, М. Монтессори, Т.Б. Филичевой. Методы, приёмы и средства обучения , используемые на занятиях, направленны прежде всего на обеспечение индивидуализации коррекционно –развивающего процесса, развитие психических функций ребёнка и коррекцию имеющихся дефектов в психологически комфортных условиях. При проведении занятий применяются активные формы обучения и коррекции: ролевые игры, сюжетные игры , логопедический тренинг, малая театрализованная постановка, игра- путешествие, кукольный театр. Важное значение приобретает использование на занятиях разнообразных наглядных средств обучения: речевых профилей, моделей артикуляции звуков, слоговых таблиц, графических схем, картин и т.д. Особое значение уделяется составлению дифференцированных заданий с учётом индивидуальных возможностей ученика. Особенностью работы на занятиях является частая повторяемость логопедических упражнений в разных вариантах, т.к. у учащихся коррекционной школы с трудом формируются новые умения и навыки. Учитывая быструю утомляемость , низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание , склонность к охранительному торможению, особое внимание уделяется смене видов деятельности, чередованию устной и письменных работ. На каждом логопедическом занятии помимо коррекции речевых процессов проводится работа по развитию высших психических функций: слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности. Включаются задания на совершенствование сенсомоторной сферы: общей и мелкой моторики, координации движений, пространственной ориентации. Обязательным на занятиях является проведение физминуток, динамических пауз. Важное значение имеет соблюдение временных границ занятия, оптимальный темп и насыщенность занятий, учёт санитарно- гигиенических норм и правил, что способствует сохранению физического и психического здоровья учащихся. Взаимодействие с детьми носит системный и конструктивный характер. В рамках проводимого занятия использую самые различные виды деятельности, особое внимание уделяется продуктивной деятельности. При организации взаимодействия с детьми обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей с ОВЗ, о чём свидетельствует анализ проводимой работы, положительные отзывы родителей. .
В конце каждого учебного года проводится повторное исследование устной и письменной речи у детей с целью выявления уровня сформированности навыка обучения основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года и особенностей продвижения в коррекционно- образовательном процессе каждого из учащихся. По итогам оценки результатов логопедического обследования , сравнения данных на начало и на конец учебного года определяется динамика в развитии речевых процессов, результативность коррекционно- логопедической работы.
Эффективность логопедической работы подтверждается активным участием детей, посещающих логопедические занятия, в общешкольных конкурсах чтецов, неделях русского языка, олимпиадах по русскому языку, заочных турах областной интеллектуально- познавательной игры «Знай наших», областном турнире «Умники и умницы».
Состав детей, зачисленных на логопедические занятия,
по степени сложности речевого дефекта.
|
Учёт охвата учащихся с нарушением речи
логопедической службой.
Классы. |
Нарушения устной речи.
|
Нарушения письменной речи. |
||||
2010-2011 уч.г. |
2011-2012 уч.г. |
2012-2013 уч.г. |
2010-2011 уч.г. |
2011-2012 уч.г. |
2012-2013 уч.г. |
|
1 |
7 |
9 |
10 |
- |
- |
- |
2 |
5 |
4 |
6 |
- |
- |
- |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
1 |
2 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
1 |
2 |
5 |
5 |
4 |
6 |
- |
1 |
1 |
4 |
4 |
4 |
Всего детей |
18 |
21 |
26 |
19 |
18 |
20 |
Таким образом, из приведённых выше данных видно, что количество школьников с речевыми дефектами неуклонно растёт, причём особенно интенсивно увеличивается число детей, имеющих тяжёлую степень речевого недоразвития, в основе которой лежит органическое поражение головного мозга. Для этих учеников разрабатываются индивидуально - образовательные маршруты с целью создания оптимальных условий коррекции и развития компенсаторных возможностей. Стабильно высоким остаётся количество школьников с СНР средней степени. Кроме этого, растёт число детей с сочетанными дефектами, у которых наряду с СНР наблюдаются нарушения опорно- двигательного аппарата ( ДЦП), нарушения психического и соматического здоровья, нарушения эмоционально- волевой сферы. Увеличилось число детей с наследственной патологией, а также количество детей с билингвизмом. Важно отметить, что повышение количества детей с выраженными речевыми нарушениями в нашем ОУ произошло за счёт детей, не обучавшихся в ДОУ до зачисления в школу. После анализа сложившейся ситуации, была выделена следующая проблема: увеличение количества детей - логопатов с различной и часто осложнённой структурой дефекта, что не
позволяет включить всех, кому требуется логопедическая помощь в процесс коррекции в течение учебного года.
Результатом работы является положительная динамика, которая наблюдается у учащихся в течение последних трёх лет. В результате систематически проводимой коррекционно- логопедической работы удалось добиться повышения уровня речевого развития учащихся, увеличения количества детей с достаточной речью, значительного уменьшения детей с дефектной речью. Анализ статистических данных показывает, что возрастает качество коррекции, а это в свою очередь способствует улучшению качества знаний по чтению и русскому языку. У учащихся происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи. Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, развитии письменной речи. Исчезает страх неправильной речи, повышается коммуникабельность, увеличивается речевая активность, появляется свобода речевого общения, чувство комфорта в незнакомой обстановке.
Уровень сформированности речевых процессов по итогам
оценки результатов деятельности.
|
Критерии |
2010-2011 уч.г.. |
2011-2012 уч.г. |
2012-2013 уч.г. |
Устойчиво сформированный навык. |
4 |
5 |
6 |
Навык сформирован. |
10 |
9 |
11 |
Недостаточно сформированный навык. |
3 |
3 |
2 |
Навык не сформирован. |
2 |
1 |
1 |
Качество обученности. |
73% |
77% |
79.8% |
Динамика речевого развития детей,
посещающих логопедические занятия.
Критерии |
2010-2011 уч.г. |
2011-2012 уч.г. |
2012-2013 уч.г. |
Общее количество детей с речевыми нарушениями. |
32 |
34 |
37 |
Количество детей с достаточной речью. |
6 |
7 |
8 |
Количество детей с улучшенной речью |
17 |
18 |
22 |
Количество детей с незначительными улучшениями в речи. |
7 |
7 |
6 |
Количество детей не получивших улучшение в речи. |
2 |
2 |
1 |
Результативность работы. |
71% |
74% |
79% |
Перспективы развития
1. Необходимо изучение, адаптация и включение в образовательное поле современных воспитательных технологий, обеспечивающих максимальную результативность личностного развития детей с нарушениями интеллекта и их гражданского самосознания.
2. Необходимо продолжить формирование современных коммуникативных, образовательных, социальных компетенций у школьников, расширять знания педагогов и родителей в сфере нравственного развития школьников.
3. Значительная часть родителей готова к участию в развитии школы. Это возможно через большее привлечение их к управленческой деятельности, к более активной работе в рамках общественного управления. Вовлечение родителей в образовательный процесс через организационные формы сотрудничества.
4. Продолжить работу всего педагогического коллектива по развитию и совершенствованию школьного соуправления Дружина «ДОМ».
5. Обеспечить условия для создания общностей учеников, учителей и родителей для развития воспитательного партнерства через моделирование форм и методов взаимодействия на основе сотрудничества.
6. Работать над единой системой обучения, воспитания и развития, формирующей личность, способную к самостоятельной жизни и опирающуюся на четкие нравственные ориентиры.
7. Обеспечить условия дальнейшего профессионального личностного роста кадров.
8. Продолжить формирование информационно-компьютерных компетенций педагогического коллектива для более активного и эффективного использования информационных технологий в образовательном процессе.
9. Совершенствовать условия психолого-педагогической поддержки и социального развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями и их родителей.
10. Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.